Билет №26. Бирма, Камбоджа и Лаос после Второй Мировой Войны

 

Столица – Рангун.

Середина 1945 года – фактическое освобождение от японских оккупантов. Индия.

После ухода японских войск наиболее влиятельной силой в Бирме была Антифашистская лига народной свободы (АЛНС). Под ее руководством началась кампания за обретение национальной независимости. Возвратившаяся английская колониальная администрация была вынуждена считаться с АЛНС и согласилась на преобразование ее вооруженных сил в Народно-добровольческую организацию (НДО).

В 1945 были проведены выборы в Учредительное собрание, на которых АЛНС получила абсолютное большинство мест. Лидер АЛНС Аун Сан был назначен главой временного правительства, возглавлял на переговорах с Англией бирманскую делегацию  о  независимости. Спикером был У Ну (Такин Ну).

В 1946 г. произошел раскол в коммунистической партии, входившей в АЛНС.  Из нее выделилась левоэкстремистская группировка,   лидеры   которой   отказались  от  сотрудничества с АЛНС и  призывали к установлению в стране диктатуры пролетариата. С того времени в Бирме действовало две параллельных компартии, одна из которых получила название «Белый флаг» (мирное борьба за независимость), а другая I «Красный флаг»(вооруженная борьба), вскоре ушедшая в подполье. Лидер «Белого флага» Такин Тан Тун оставил пост генерального   секретаря   Лиги,   но   сама   партия   продолжала некоторое время оставаться в ее составе. В октябре 1946 г. коммунисты  «Белого  флага»   ушли  в  знак  протеста  против сорудничества Аун Сана с колониальной администрацией.

В ходе переговоров с английскими властями было достигнуто соглашение о создании независимого государства Бирманский Союз, в который должны были войти, на правах субъектов федерации, районы проживания национальных меньшинств.

К лету 1947 г. наметилось сближение позиций «Белого флага» с АЛНС, что вызвало недовольство правых сил, организовавших 19 июля 1947 г. физическое уничтожение Аун Сана и почти всех лидеров АЛНС. Новое руководство Лиги сдвинулось вправо. Особенно четко это было видно по позиции ее нового лидера У Ну.

24 сентября 1947 г. Учредительное собрание приняло Конституцию страны, а в середине октября в Лондоне было подписано соглашение об официальном  признании нового государства бывшей метрополией.

4 января 1948 г. состоялось официальное провозглашение независимости Бирманского Союза. Это была федеративная республика, во главе которой стоял президент, избиравшийся парламентом. Парламент состоял из двух палат (депутатов и национальностей) и имел широкие полномочия. Исполнительная власть принадлежала правительству во главе с премьер-министром, который назначался президентом по представлению палаты депутатов. Этот пост до 1958 г. бессменно занимал У Ну.

В период независимого развития страна вступила в обстановке внутренней нестабильности, связанной с межнациональными противоречиями и борьбой за выбор пути дальнейшего развития, развернувшейся прежде всего между АЛНС и компартией «Белого флага».

С весны 1948 г. началась гражданская война, поводом к которой стала попытка властей арестовать коммунистического лидера Такин Тан Туна. Ситуация обострялась ростом сепаратистских настроений среди национальных меньшинств каренов и монов. (Карены были христианами-баптистами, ориентированными на Англию, получали моральную и материальную поддержку от неё; требовали раскола Бирмы, а именно создания на юге или юго-востоке независимого от Бирмы Каренского государства). Однако в тот период объединить свои усилия в борьбе против правительства им не удалось. Более того, национальные меньшинства горных районов поддержали тогда У Ну, видя в нем меньшее зло, чем в коммунистах.

Вначале военные удачи сопутствовали коммунистам. Они овладели рядом стратегически важных пунктов и уже к весне 1949 г. правительство контролировало лишь треть территории Бирмы. Но вскоре, центральная власть несколько выправила положение, особенно после того как в страну вошли части разгромленной в Китае гоминьдановской армии (ушли они оттуда лишь в 1961 г.).

В этих условиях еще более ухудшилось и без того тяжелое положение основной массы населения. В правящей верхушке наметился раскол. В 1958 г., после того как У Ну выступил с идеей национального примирения, правящая АЛНС раскололась на две партии: одна стала называться Чистой лигой (с 1960 г. - Союзная партия), ее возглавил У Ну, а другая — Стабильной лигой во главе с У БаСве.                                                                          

У Ну оказался не в состоянии контролировать ситуацию и передал осенью 1958 г. власть военным, которые сформировали переходное правительство. Его возглавил начальник штаба бирманской армии генерал Не Вин.

В начале 1960 г. состоялись парламентские выборы, на которых победу одержали сторонники У Ну. Он вновь стал премьер-министром. Стремясь заручиться поддержкой влиятельного буддистского духовенства, он провел закон, по которому буддизм становился государственной религией. Это вызвало недовольство национальных меньшинств, не исповедавших эту религию. Возникла угроза распада Бирманского Союза как единого государства. В этих условиях ответственность за дальнейшее развитие событий вновь взяла на себя армия.

2 марта 1962 г. в Бирме произошел военный переворот. Так закончился 14-ти летний период многопартийного парламентаризма в стране. Власть перешла к армейской верхушке во главе с Не Вином. Приход к власти военных сопровождался приостановлением действия конституции, роспуском парламента, арестом ряда высших руководителей и наиболее радикальных лидеров национальных меньшинств. Высшим органом государства был объявлен Революционный совет, представлявший на практике обычную военную хунту. Было сформировано также «революционное» правительство из числа военных. Оба этих органа возглавил генерал Не Вин.

Программа деятельности военных была обнародована в конце апреля 1962 г. под названием «Бирманский путь к социализму». Она предусматривала национализацию наиболее важных отраслей производства и создание «социалистической экономики», основанной на государственной собственности. Парламентская система объявлялась непригодной для Бирмы, и предполагалась ее замена «социалистическим демократическим государством».

Эту программу вынуждены были поддержать основные бирманские политические партии и организации, и с 1963 г. она стала претворяться на практике. Для этого с лета 1962 г., в несколько этапов, создавалась новая политическая организация, получившая название Партии Бирманской Социалистической Программы (ПБСП, бирманское сокращение — Ланзин «Путь»). Вначале она строилась как кадровая, а затем стала приобретать массовый характер.

Чтобы монополизировать политическую жизнь Бирмы, Революционный совет принял в 1964 г. Закон «О защите национальной солидарности». В соответствии с ним была запрещена деятельность всех политических партий, за исключением ПБСП, т.е. в стране была узаконена однопартийная система. Официальной идеологией становилась выработанная военными концепция «Система отношений человека и окружающей его среды», принятая в качестве программы ПБСП. Согласно этой теории, ПБСП считала неприемлемой как политику и идеологию социал-демократов за их реформизм, буржуазный парламентаризм, так и коммунистов, которые недооценивают роль человека и его разума в развитии общества. В основу была положена буддийская философия и заявлено о том, что ПБСП отдает предпочтение духовным, а не материальным факторам.

Стремясь к укреплению своего авторитета, военные начали летом 1963 г. переговоры с повстанческими организациями о достижении перемирия. К тому времени КПБ, Каренская национальная объединенная партия, Национально-прогрессивная партия Кая, Чинская национальная организация и Партия нового Монского государства образовали Национальный Демократический Объединенный Фронт (НДОФ), который и вел переговоры, закончившиеся неудачей. После этого гражданская война развернулась с новой силой. К 1983 г. под контролем НДОФ находилось уже половина территории и около трети населения Бирмы.

К началу 70-х годов стало ясно, что проводимая военными политика завела страну в еще больший тупик, чем до 1962 г. Военная диктатура показала свою полную неспособность руководства, как в экономике, так и в политической жизни. В стране начались забастовки и демонстрации протеста, жестоко подавленные с применением военной силы.

На этом фоне в 1974 г. была принята новая конституция, по которой страна официально стала называться Социалистическая Республика Бирманский Союз (СРБС), а ПБСП была объявлена в ней руководящей силой. Декларировалась социалистическая система хозяйства, «социалистическая» демократия и т.д. Высшим законодательным органом становилось однопалатное Народное собрание, а в перерывах между его сессиями — Государственный совет. Председатель Госсовета становился по должности Президентом страны. Высшим органом исполнительной власти остался Совет министров. На местах образовывались местные народные советы.

С принятием конституции формально закончилось 12-летнее правление Революционного совета, однако значительная роль армии продолжала сохраняться. Военные, понимая свою непопулярность, предпринимали некоторые маневры. Так, в 1972 г., с военной службы уволились два десятка ведущих политических деятелей, включая и главу режима.

По мере нарастания кризиса разворачивается борьба и внутри правящей партии. Там образуется группа сторонников более умеренного курса, которая вскоре теряет свое влияние. Кроме того, свергнутый в 1962 г. У Ну с конца 60-х годов вновь выступал за восстановление прежнего курса. Вскоре он покинул Бирму и эмигрировал в Таиланд, где возглавил бирманскую оппозицию, открыто боровшуюся с военным режимом Не Вина.

В 1980 г. правительство объявило амнистию политическим противникам режима. У Ну и ряд других деятелей ей воспользовались, вернувшись в страну. Однако переговоры с другой оппозиционной силой — КПБ и их союзниками, начавшиеся в 1981 г. вновь завершились безрезультатно.

В 80-е годы правительство на съездах ПБСП объявляло курс на строительство социализма, однако никакого существенного прогресса ни в экономике, ни в политической жизни не наступило. Более того, еще сильнее обострились негативные явления, связанные с наличием в стране однопартийной диктатуры. В августе 1988 г. в Бирме началась всеобщая забастовка, и власти вынуждены были пойти на частичное удовлетворение требований оппозиции, главной фигурой в которой стала дочь Аун Сана Су Чжи, удостоенная за свою правозащитную деятельность Нобелевской премии мира.

Чрезвычайный съезд ПБСП, состоявшийся в 1988 г., высказался за переход к многопартийной системе. Престарелый Не Вин вынужден был формально уйти со всех высших постов в ПБСП и государстве, так как с его именем в бирманском обществе ассоциировались все самые негативные стороны развития страны после 1962 г.

Периодизация:

1 этап. 1948-1962 гг – период парламентской демократии.

2 этап. 1962- 1988гг – период военно-социалистического эксперимента.

3 этап. 1988-1996 гг – период новой военной внеконституционной хунты с худшими чертами политического тоталитаризма. Гражданская война.

Последние события здесь

http://www.rian.ru/world/20110616/389069769.html

http://www.rian.ru/world/20110331/359536159.html

КАМБОДЖА

Уже в начале октября 1945 г. Франция восстановила в Камбодже прежний режим протектората, отмененный королем Нородомом Сиануку еще в марте 1945 г., после прихода японцев и вытеснения метрополии из региона.

В январе 1946 г. правительства Франции и Камбоджи подписали временное соглашение, по которому в рамках Французского Союза последняя получила автономию, означавшую расширение полномочий королевского правительства во внутренних делах.

В 1946 г. в Камбодже были созданы первые политические партии: Демократическая и Либеральная. Первая из них представляла интересы националистически настроенной молодой интеллигенции, выступавшей за независимость и ограниченную монархию по европейскому типу. Вторая выражала взгляды крупных землевладельцев, аристократии, чиновничества и буржуазии. Либералы занимали профранцузские позиции и не выдвигали задачи достижения политической независимости.

В мае 1947 г. была разработана конституция, по которой Камбоджа становилась ограниченной монархией. Значительную роль в жизни государства теперь стал играть парламент — Национальное собрание, в котором демократам принадлежало большинство мест.

В 1949 г. между двумя странами был подписан еще один договор, согласно которому метрополия формально признавала Камбоджу «независимым государством» в рамках Французского Союза. В конце 40-х годов помимо легальной оппозиции, активизировалась вооружённая борьба за независимость, которую возглавили члены движения Кхмер Иссарак (Свободный Кхмер). Созданное еще в годы второй мировой войны, оно представляло из себя весьма разношерстное образование. Большинство его отрядов действовало исходя из личных планов своих командиров, а не из каких-либо серьезных идейных побуждений. Левое крыло «Кхмер Иссарака» имело тесные контакты со своими единомышленниками из Вьетнама и Лаоса.

В конце сентября 1951 г. была образована Народно-революционная партия Кампуччии (НРПК). Партия Трудящихся Вьетнама в тот период имела на нее решающее влияние, а этнические вьетнамцы занимали там важнейшие посты. Другую фракцию составляли представители этнических китайцев, пытавшиеся перехватить инициативу во внутрипартийной борьбе.

1 июня 1952 г. король решил сделать радикальные шаги в вопросе о дальнейших путях перехода Камбоджи к реальной независимости. Он объявил о роспуске Национального собрания и запретил деятельность в стране политических партий. Было объявлено о начале «королевского крестового похода за независимость». В результате, 9 октября 1953 г., французская администрация в Камбодже прекратила свою деятельность.

Вопрос о признании независимости Камбоджи в международном масштабе был окончательно решен летом 1954 г. в ходе Женевского совещания по Индокитаю.

Между партиями (Прачеачун-Народ) и королем постоянно возникали спорные проблемы, дестабилизировавшие политическую ситуацию в стране.

Для преодоления возникшего кризиса король Н. Сианук пошел на ряд радикальных шагов. 2 марта 1955 г. он официально отрекся от престола в пользу своего отца, а сам занял пост премьер-министра. Кроме того, он объявил о создании массовой опоры режиму своей личной власти — Народно-социалистического сообщества (Сангкум). В основу идейной доктрины Сангкума Н. Сианук положил теорию «кхмерского буддийского королевского социализма», разработанную им в более-менее законченном виде к началу 60-х годов. Она представляла из себя эклектическую смесь из самых разнородных доктрин включая «социализацию» капитализма, «демократизацию» монархии, модернизацию экономики, осуществление политики нейтралитета на международной арене. Вплоть до марта 1970 г. Сангкум играл главенствующую роль на политической арене Камбоджи. В эти годы Прачеачун фактически находилась на полулегальном положении.

В связи со смертью короля, в апреле 1960 г., Национальное собрание обратилось к Н.Сиануку с предложением взять верховную власть и стать главой государства с широкими полномочиями. Но Сианук отказался.

В левом движении произошла значительная активизация явлением в его рядах Пол Пота (Салот Сар) и его сторонников. Большинство из них в 40-50-е годы, учились во Франции, а затем, вернувшись домой, стали активными проводниками коммунисти ческих взглядов. В январе 1963 г. (1960) НРПК была переименована в Коммунистическую (КПК), а ге неральным секретарем избран Пол Пот, устранивший прежнего более умеренного лидера, Тусамута.

Во второй половине 60-х усилилось влияние "культурной революции". В 1967 вооруженная борьба против Сианука.

В ноябре 1963 г., в знак протеста против вмешательства США во внутренние дела Камбоджи, Н.Сианук объявил об отказе от американской помощи, а, некоторое время спустя, и о разрыве дипломатических отношений. Правда, в конце 60-х годов, после назначения премьер-министром Лон Нола, они были восстановлены.

Н.Сианук постоянно подчеркивал свое дружеское расположение к КНР и лично Мао Цзэдуну. Отношения несколько омрачились в период «культурной революции», из-за попыток Китая вмешиваться во внутренние дела Камбоджи и активизацией пропекинских левых групп внутри Сангкума и компартии.

18 марта 1970 г., воспользовавшись отсутствием Сианука в стране, правые силы, при поддержке  США, совершили государственный переворот. К власти пришел генерал Лон Нол.

В апреле 1970 г. американские и южновьетнамские войска вступили на территорию Камбоджи, что вызвало возмущение мировой общественности и вынудило их оттуда уйти уже через месяц.

В мае 1970 г. оппозиционные Лон Нолу силы, при поддержке КНР, образовали в Пекине Национальной единый фронт Кампуччии (НЕФК), создали собственные вооруженные силы и правительство в изгнании. 9 октября 1970 г. Камбоджа была официально объявлена Кхмерской Республикой. Пришедший к власти режим Лон Нола провозгласил курс на развитие рыночной экономики при ориентации на США и их союзников. Однако новый режим, с самого начала своего существования, оказался в весьма невыгодной ситуации. Мировое общественное мнение в целом сочувственно относилось к НЕФК, а Н. Сианука многие государства считали единственным законным представителем камбоджийского народа. Дискуссии по этому поводу проходили и в ООН.

1973 г. стал решающим в ходе гражданской войны. Лишь поддержка американской авиации спасла лонноловский режим от краха.

17 апреля 1975 г. «красные кхмеры» вошли в Пном- пень. К власти в стране пришла группа Пол Пота, к тому времени полностью контролировавшего     власть в компартии и ориентированная на китайских радикалов-сторонников идей «культурной революции».                                                 

После прихода к власти, полпотовская группировка объявила о начале «революционного эксперимента», который в самые короткие сроки должен был привести к построению в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества».

На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет какой-либо религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней. В условиях Камбоджи создавалась уродливая форма «казарменного коммунизма», основанная на идее Пол Пота о том, что для строительства «светлого будущего» необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться.

Официально страна обретала республиканскую форму правления и стала называться Демократической Кампучией (Кампуча-древнее название страны), премьер-министром которой стал Пол Пот.

Во внешней политике проводился курс на почти полную изоляцию от внешнего мира. Главными союзниками режима стали КНР и Северная Корея.

К 1978 г. в стране вспыхнули народные восстания, в том числе руководимые отдельными лидерами «красных кхмеров», недовольными политикой Пол Пота. Некоторые из них установили связи с Вьетнамом.

В начале декабря 1978 г., при поддержке СРВ, был создан Единый Фронт национального спасения Кампучии (ЕФНСК), поставивший своей целью свержение режима Пол Пота. Его лидеры опубликовали формальное обращение с просьбой ввести в страну вьетнамские войска, что и произошло в конце декабря 1978 г. Они развернули боевые действия в масштабе всей страны и в короткое время овладели большей частью Камбоджи.

7 января 1979 г. вьетнамскими войсками был захвачен Пномпень. Власть перешла к созданному при поддержке вьетнамцев Народно-революционному совету Кампучии (НРСК), руководителем стал Хенг Самрин. 10 января им был опубликован манифест, провозгласивший образование Народной Республики Кампучия (НРК). В июне 1981 г. вступила в силу конституция НРК. Постоянно действующим органом Национального собрания стал Государственный совет, председателем которого был избран Хенг Самрин. НРК была признана на международной арене только странами социалистического содружества (кроме Румынии) и их союзниками среди некоторых государств «третьего мира».

 

ЛАОС

12 октября 1945 г. Лаос был провозглашен независимым государством. Король Луангпрабанга был низложен. Вскоре страна была объявлена конституционной монархией Патет-лао (Страна Лао). 1946 г. Франция и восстановленный королевский режим подписали договор, по которому Лаос получал автономию и конституцию (вступила в силу в мае 1947 г.). В августе 1947 г. состоялись выборы в Национальное собрание, в которых приняло участие ограниченное число потенциальных избирателей. К тому времени в Лаосе уже появились первые политические партии. Летом 1949 г., в разгар индокитайской войны, Франция сделала следующий шаг в реформировании колониального управления, подписав с Лаосом договор о предоставлении независимости при сохранении за ним статуса государства в составе Индокитайского и Французского Союзов. В 1950 г. был создан Фронт Свободного Лаоса - ФСЛ (Нео Лао Итсала) и правительство Сопротивления во главе с Суфанувонгом. В 1951 г. ФСЛ вошел в Объединенный фронт народов Индокитая, что способствовало расширению его влияния. К 1954 г. ФСЛ контролировал около половины территории Лаоса. В Женеве королевское правительство Лаоса взяло на себя обязательство проводить политику нейтралитета в международных делах и не преследовать участников национально-освободительного движения.

Независимый Лаос остался конституционной монархией. Во главе король, до 1959 Сисаванг Вонг. Из полит партий наиболее влиятельная Прогрессивная, Партия независимых, Демократическая, Национальный союз, а также Патриотический фронт Лаоса, созданный коммунистами в качестве прикрытия.

В1956 г. король вновь назначил премьер-министром Лаоса принца Суванна Фума, придерживавшегося нейтралистских позиций. При его активном участии, с конца 1956 г., между королевским правительством и ПФЛ (Патриотический фронт лаос) было подписано соглашение о создании коалиционного правительства. Но деятельность этого кабинета оказалась малоэффективной.

Летом 1960 г. в стране произошел военный переворот. Для урегулирования конфликта потребовался созыв весной-летом 1961 г. К концу 60-х годов обострился военный конфликт между двумя зонами, в котором участвовали и внешние силы. В тот период усилилась радикализация ПФЛ. В ее Программе («12 пунктов»), принятой в 1968 г., было сформулировано требование последовательной борьбы с «национальными предателями», под которыми подразумевались сторонники ориентации на США. После подписания в Париже, в январе 1973 г., соглашения о прекращении военных действии во Вьетнаме, в Лаосе сложилась принципиально новая политическая ситуация. Нейтралисты во главе с Суван на Фумой вновь начинают искать точки соприкосновения интересов с ПФЛ. Но теперь инициатива была явно на стороне последних, что нашло отражение в соглашении, подписанном во Вьентьяне в феврале 1975 г. В апреле 1975 г. было распущено Национальное собрание, где большинство составляли правые. К тому времени коммунисты уже победили в Южном Вьетнаме и в Камбодже. Они начинают постепенно выходить на политическую арену как легальная сила, а их лидеры играть все большую роль в руководстве Лаосом.

Осенью 1975 г. были проведены выборы в местные органы власти, и страна вновь была объединена, в административно-политическом отношении, в единое целое. Юридически процесс перехода власти был оформлен в начале декабря 1975 г. во Вьентьяне на состоявшемся Национальном Конгрессе Народных представителей.

По существу в стране, находившейся на низком уровне социально-экономического развития, была создана административно-командная система управления с присущей ей издержками и перегибами. Такого рода эксперимент был намного либеральнее камбоджийского варианта, но и он привел к серьезным последствиям, в частности, к росту эмиграции. Лаосское правительство в конце 70-х годов на некоторое время даже прервало отношения с Францией, считая ее правительство виновным в саботировании его важных начинаний в экономике.

 

Бесплатный хостинг uCoz