Записки у изголовья Произведение было закончено около 1005 г. и рассказывает о 993-994 годах, когда двор императрицы Тэйси был на вершине славы (он пришел в упадок, когда император Итидзё взял вторую жену, императрицу Сёси). Почти все женщины, писавшие в то время, принадлежали ко двору императрицы Сёси – Мурасаки Сикибу, Идзуми Сикибу, и т.д. И только Записки у изголовья Сэй Сёнагон представляют двор Тэйси. Три сотни секций можно разделить на три типа – списки, эссе и дневники – которые порой наслаиваются друг на друга. Списки представляют собой либо череду существительных (моно ва), описывающих те или иные категории, например цветущие деревья, птиц и насекомых; либо прилагательные (монодзукуси), описывающие состояние, например вещи, которые подавляют. Дневниковые части описывают исторические события или персонажей, в особенности связанных с императрицей Тэйси. Эссе рассказывают о том или ином времени года или месяце, но в отличие от дневниковых записей не сообщают конкретных дат. Эти три вида секций преподносятся в смешанном порядке, что так что текст не выглядит историчным: события не показаны в хронологическом порядке, а двигаются туда-сюда без явного развития или кульминации. Запискам у изголовья присущ оригинальный стиль прозы: предложения ритмичны и сжаты. Хотя предложения в японском оканчиваются сказуемым, предложения в Записках у изголовья зачастую кончаются существительными. Компактный, острый стиль Записок контрастирует с мягким, блуждающим стилем Повести о Гэндзи и других произведений, написанных женщинами. В отличие от Повести о Гэндзи или Исэ моногатари, которые были канонизированы к 13 веку, Записки не являлись обязательным произведением для поэтов вака (возможно, потому, что в Записках мало собственно поэзии). Записки обрели популярность в эпоху Эдо среди простолюдинов, часто читающих произведение ради стиля, юмора и интересных списков. |