Кокинсю

Кокинвакасю, также известная как Кокинсю, - антология 1,111 стихотворений, собранная и отредактированная в начале 10 века. Она начинается с предисловия (кана) на японском и в некоторых версиях оканчивается послесловием на китайском. Стихи разделены на 20 свитков, или книг (маки), заглавие каждого из которых относится к определенной теме (времена года, любовь, расставание) и жанру (например, акростих). Почти все стихи написаны в форме вака (31 слог), канонической форме японской поэзии с 9 по 19 век.

Стихотворения Кокинсю могут быть примерно разделены на три периода, которые отражают стилистические различия: анонимные работы раннего 9 века; работы Шести бессмертных (шесть лучших поэтов вака, упомянутых в предисловии Кокинсю) середины 9 века; и работы редакторов и их современников конца 9 – начала 10 веков.
Чуть менее половины стихов анонимны, в действительности же они, вероятно, были названы анонимными составителями, а написаны были либо аристократами, либо людьми низкого происхождения, либо самими же составителями, либо касались табу.

Многие работы Кокинсю синтаксически можно представить как одно сложносочиненное или два простых предложения. Во второй случае это вопрос и ответ или загадка (дилемма) и решение.

Огромный престиж Кокинсю как канона классических вака означал, что она во многом определял спектр допустимых приемов. Наиболее влиятельные поэты 12 века (Сюндзэй, Сайгё, Камо-но Тёмэй) признавали, что в Кокинсю содержится все допустимые стили для серьезной поэзии.

Ки-но Цураюки (годы жизни неизвестны). Несмотря на скромное происхождение, в последние годы жизни Цураюки считался одним из самых уважаемых поэтов своего времени. Один из четырех поэтов, выбранных для компиляции Кокинсю, именно он был главным редактором и подбор работ отражает его вкусы.

 

Рэнга

Хотя сочинение вака продолжалось, но к тому времени, когда в 1439 г. была составлена последняя императорская антология вака, творческий потенциал этой поэтической формы уже иссякал. Отчасти вакасгэл жертвой жестких поэтических правил, определявших составление стиха, а также виды разрешенных образов. Поэтому средневековые поэты избегали жесткости вака благодаря новым поэтическим возможностям поэзии нанизанных строф (рэнга). Между XIII и XVI столетиями жанр рэнга сделался популярным среди лучших поэтов Японии.

Структура рэнга подобна вака, но сочинение стиха является трудом нескольких поэтов, последовательно дополняющих стихотворение. В вака один поэт создает 31-слоговый стих из пяти строк по слоговой схеме 5-7-5-7-7. В рэнга поэт сочиняет первые три строки (5-7-5), а второй поэт - последние две (7-7). Продолжая этот процесс, создается длинная цепочка из повторяющихся 5-7-5 и 7-7 строк. Количество строк, составлявших связную последовательность стиха, менялось со временем, однако достаточно долго стандартная длина была 100 строф. Стихотворные строки связаны друг с другом через ассоциативные образы и предметы. К примеру, поэт мог начать со стиха о кукушке (символизировавшей лето), а следующий поэт мог добавить образ сосны, которая в японской поэзии ассоциировалась с кукушкой.

Сосна (по-японски мацу) также является омофоном глагола ждать - намек на ожидание или предвкушение какого-то события или действия. Следующий поэт, развивая далее образ сосны, мог описать горный пейзаж и ручей. Сосны связаны с горами, а горы и летняя жара смягчаются тенью и прохладным водным потоком. Четвертый поэт мог озарить этот пейзаж лунным светом, поскольку в японскую образную систему входит отражение луны в воде. Луна символизирует осень. И поэтому вся цепь нанизанных строф рассказывает о переходе от лета к осени.

Идея совместного сочинения двумя поэтами единственного вака датируется периодом Хэйан, когда совместное сочинение ЗТслогового стиха служило праздным времяпрепровождением. В период Хэйан часто один поэт составлял первые три строки, а другой - две последние, и итогом становился так называемый «короткий» рэнга. В период Средневековья цепочка была удлинена и уже несколько поэтов создавали намного более длинные связки нанизанных строф. К XIV в. рэнга стал серьезным поэтическим стилем, затмившим по значению вака. В 1356 г. Нидзо Ёси-моти, высокопоставленный киотский аристократ, составил антологию Цукуба сю («Собрание горы Цукуба»), название которой является цитатой из Матвею, закрепившую за рэнга еттус законного литературного жанра. Преемники Ёси-мото еще более повысили репутацию рэнга. Особого внимания заслуживают два мастера этого жанра - Синкэй (1407-1475) и Соги (1421-1502).

Буддийский священнослужитель Синкэй был не только глубокочтимым поэтом, но и литературным критиком, писавшим трактаты о сущности поэзии вообще и рэнга в частности. Подобно Фудзивара-но Сюдзэн в отношении вака, Синкэй обнаружил глубокую связь между сочинением поэзии и религиозными поисками просветления. Для Синкэя стремление к поэтическому идеалу было глубоко духовным и содержало возможность глубокого постижения сущности мира. Эстетический идеал югэн («тайна и глубина») являлся, с его точки зрения, центральным среди духовных возможностей поэтического сочинения. Написанный Синкэем трактат Сасамэгото («Шептания», 1463) раскрывает его взгляды на рэнга, его отношение к югэн и другим эстетическим идеалам. Соги, также буддийский священник, был опытным поэтом. Как человек простого происхождения, он повествовал в своих стихах не только об изящных переживаниях, подобающих киотскому стихотворцу, но и о жизни крестьян и фермеров. Соги подчеркивал коллективную природу рэнга и необходимость тесного сотрудничества с другими поэтами для создания связной цепочки нанизанных строф. В 1488 г. Соги отправился в святилище Минасэ, находящееся в деревне между Киото и Осакой, чтобы составить ряд рэнга вместе с двумя другими мастерами этого стиля - Сё-хаку (1443-1521) и Сотё (1448-1532). Результатом этого сотрудничества стала цепочка из 100 стихов рэнга, собранных под названием Минасэ сангин хякуип («Сто нанизанных строф трех поэтов в Минасэ»), бесспорно являющаяся самым лучшим образцом этого жанра. Достоинства этого произведения заключаются в способности его порождать поток ассоциативных словесных образов и сюжетов.

Хайкай-но рэнга

К концу средневекового периода из традиции рэнга возникла новая поэтическая форма. Этот жанр, хайкай (или хайкай но рэнга), стал главным поэтическим стилем начала Нового времени. Эволюция поэзии хайкай началась в конце Средневековья в качестве шутейной, пародийной рэнга. Чтобы отличить эту поэтическую форму, ее назвали хайкай но рэнга (обычно сокращается как хайкай). Строфа хайкай повторяла обычную форму рэнга из пяти, семи и пяти слогов, с последующими двумя строками из семи слогов, но без традиционных ограничений по темам, выбору слов и серьезности настроения. Удовольствие, получаемое от нарушения обычных вкусовых канонов рэнга, однако, скоро привело к формальному признанию этого жанра. В результате в начале современного периода появились целые школы, посвятившие себя этому литературному искусству и пропаганде различных стилей хайкай. Самыми важными были две школы - Тэймон и Данрин.

Школа Тэймон получила свое название от имени Мацунаги Тэйтоку (1571-1653), сочинителя вака и рэнга, который выступал защитником традиционных стилей сочинения поэзии. Достижением Тэйтоку стало превращение беззаботной поэтической формы в серьезную поэзию посредством введения официальных правил ее составлении и внимания к эстетике, поднявших хайкай на уровень вака и рэнга как поэтических стилей. С точки зрения Тэйтоку, жанр хайкай отличался от рэнга не столько присущим легким юмором, сколько применением хайгон - разговорных японских или китайских слов, не допускавшихся в серьезных вака и рэнга. Разумное использование таких слов придали хайкай форму и официальные правила, которым должны были следовать серьезные поэты школы Тэймон.

Школа Данрин, возглавляемая Ни-сиямаСёин (1605-1682), стала отчасти отвегом на официальный подход школы Тэймон к сочинению хайкай. Сёин, сочинявший рэнга и хайкай, наряду с Ихара Сайкаку (1642-1693) был также известным бытописателем (см. ниже «Укиёдзоси») и пропагандировал отход от официальных правил в сторону неформального стиля, позволявшего быстро сочинять стихи с применением слов разговорного японского языка. В отличие от школы Тэймон, школа Данрин интересовалась не обработкой стихотворной формы, а тонким юмором, который наполнял ее. Примером поэтического стиля комической школы стихосложения Данрин может служить творчество Сайкаку, умевшего создавать большое количество забавных, связных стихов за короткое время. Рассказывают, что в 1684 г.

Сайкаку сумел составить 23 500 стихов за один день. Один из примеров его хайкай - собрание, известное как Хайкай окукадзу («Огромное количество хайкай», 1677), представляющее собой последовательность из 4000 связных строф.

Первоначально цель хайкай заключалась в том, чтобы ввести юмористическую нотку в последовательность рэнга. Однако с течением времени акцент переместился от последовательных продолжений к первому стиху в этой цепочке (так называемом) хокку): Хокку стал все больше рассматриваться как стих с независимым смысловым значением, даже без добавления последующих строф. То есть хокку представлял собой строфу из 17 слогов, построенных в три строки по пять, семь и пять слогов, и определялся не как связанный с другой строфой, а как отдельный, независимый стих. Хокку лучше известен как хайку, но этот более поздний термин не использовался до периода Мэйдзи. Неологизм хайку был составлен из «хай» (хайкай) и «ку» (хокку). Образование термина хайку ознаменовало полную независимость хокку от его истоков в рэнга.

 

Признанным мастером формы хокку был мастер стиля хайкай Мацуо Басе (1644-1694) - самурай, поэт и путешественник. Несмотря на краткость хокку (всего 17 слогов), Басе умел сочинять стихи, содержащие очень простые мирские образы, наделяя их глубиной, способной пробудить удивительно широкий спектр человеческих чувств. Басе, как и другие японские поэты, не считал поэзию просто литературным занятием, а видел в ней огромный духовный смысл. Басе был последователем дзэн-буддизма, и идеи дзэн повлияли по крайней мере на часть его произведений.

Помимо хокку Басе известен своими путевыми заметками, соединявшими поэзию и прозу. Его самый известный путевой дневник Оку-ио Хосомити («По тропинкам Севера»), изданный посмертно в 1702 г;, описывает путешествие, которое Басе совершил в обществе друга в 1689 г. Этот текст является примером выдающихся способностей Басе, превосходно сочетавшего стихи из 17 слогов с прозой (хайбун), задававшей контекст его стихам. Хокку Басе выражают настроения и чувства поэта, путешествовавшего по сельскому краю от одного знаменитого исторического места к другому и наблюдая по пути за природой.

Следуя Басе, другие поэты продолжали сочинять прекрасные произведения в стиле хокку, создавая свои собственные непохожие поэтические голоса. Многие из них также писали в жанре хайкай, однако все же более всего известны своими композициями из 17 слогов. Среди преемников Басе особую популярность заслужили Ёса Бусон (1716-1784) и Кобаяси Исса (1763- 1827). Поэт и живописец Бусон создавал стихи в основном на мирские темы без какого-либо откровенного намека на духовные глубины, содержавшиеся в стихах Басё. Бусон отстаивал лозунг «Назад к Басё», призывая к сочинению стихов, обладавших не меньшими поэтическими достоинствами. Исса развивал повествовательные мотивы, введенные Бусоиом в стихи. Стихи Исса в основном рассказывали о простом человеке, о тяжелом положения униженных и бедных. Иногда в них проскальзывает и огромная любовь к животным.

 

Бесплатный хостинг uCoz