Кокинсю Кокинвакасю, также известная как Кокинсю, - антология 1,111 стихотворений, собранная и отредактированная в начале 10 века. Она начинается с предисловия (кана) на японском и в некоторых версиях оканчивается послесловием на китайском. Стихи разделены на 20 свитков, или книг (маки), заглавие каждого из которых относится к определенной теме (времена года, любовь, расставание) и жанру (например, акростих). Почти все стихи написаны в форме вака (31 слог), канонической форме японской поэзии с 9 по 19 век. Стихотворения Кокинсю могут быть примерно разделены на три периода, которые отражают стилистические различия: анонимные работы раннего 9 века; работы Шести бессмертных (шесть лучших поэтов вака, упомянутых в предисловии Кокинсю) середины 9 века; и работы редакторов и их современников конца 9 – начала 10 веков. Многие работы Кокинсю синтаксически можно представить как одно сложносочиненное или два простых предложения. Во второй случае это вопрос и ответ или загадка (дилемма) и решение. Огромный престиж Кокинсю как канона классических вака означал, что она во многом определял спектр допустимых приемов. Наиболее влиятельные поэты 12 века (Сюндзэй, Сайгё, Камо-но Тёмэй) признавали, что в Кокинсю содержится все допустимые стили для серьезной поэзии. Ки-но Цураюки (годы жизни неизвестны). Несмотря на скромное происхождение, в последние годы жизни Цураюки считался одним из самых уважаемых поэтов своего времени. Один из четырех поэтов, выбранных для компиляции Кокинсю, именно он был главным редактором и подбор работ отражает его вкусы.
Рэнга Хотя сочинение вака продолжалось, но к тому времени, когда в 1439 г. была составлена последняя императорская антология вака, творческий потенциал этой поэтической формы уже иссякал. Отчасти вакасгэл жертвой жестких поэтических правил, определявших составление стиха, а также виды разрешенных образов. Поэтому средневековые поэты избегали жесткости вака благодаря новым поэтическим возможностям поэзии нанизанных строф (рэнга). Между XIII и XVI столетиями жанр рэнга сделался популярным среди лучших поэтов Японии. Структура рэнга подобна вака, но сочинение стиха является трудом нескольких поэтов, последовательно дополняющих стихотворение. В вака один поэт создает 31-слоговый стих из пяти строк по слоговой схеме 5-7-5-7-7. В рэнга поэт сочиняет первые три строки (5-7-5), а второй поэт - последние две (7-7). Продолжая этот процесс, создается длинная цепочка из повторяющихся 5-7-5 и 7-7 строк. Количество строк, составлявших связную последовательность стиха, менялось со временем, однако достаточно долго стандартная длина была 100 строф. Стихотворные строки связаны друг с другом через ассоциативные образы и предметы. К примеру, поэт мог начать со стиха о кукушке (символизировавшей лето), а следующий поэт мог добавить образ сосны, которая в японской поэзии ассоциировалась с кукушкой. Сосна (по-японски мацу) также является омофоном глагола ждать - намек на ожидание или предвкушение какого-то события или действия. Следующий поэт, развивая далее образ сосны, мог описать горный пейзаж и ручей. Сосны связаны с горами, а горы и летняя жара смягчаются тенью и прохладным водным потоком. Четвертый поэт мог озарить этот пейзаж лунным светом, поскольку в японскую образную систему входит отражение луны в воде. Луна символизирует осень. И поэтому вся цепь нанизанных строф рассказывает о переходе от лета к осени. Идея совместного сочинения двумя поэтами единственного вака датируется периодом Хэйан, когда совместное сочинение ЗТслогового стиха служило праздным времяпрепровождением. В период Хэйан часто один поэт составлял первые три строки, а другой - две последние, и итогом становился так называемый «короткий» рэнга. В период Средневековья цепочка была удлинена и уже несколько поэтов создавали намного более длинные связки нанизанных строф. К XIV в. рэнга стал серьезным поэтическим стилем, затмившим по значению вака. В 1356 г. Нидзо Ёси-моти, высокопоставленный киотский аристократ, составил антологию Цукуба сю («Собрание горы Цукуба»), название которой является цитатой из Матвею, закрепившую за рэнга еттус законного литературного жанра. Преемники Ёси-мото еще более повысили репутацию рэнга. Особого внимания заслуживают два мастера этого жанра - Синкэй (1407-1475) и Соги (1421-1502). Буддийский священнослужитель Синкэй был не только глубокочтимым поэтом, но и литературным критиком, писавшим трактаты о сущности поэзии вообще и рэнга в частности. Подобно Фудзивара-но Сюдзэн в отношении вака, Синкэй обнаружил глубокую связь между сочинением поэзии и религиозными поисками просветления. Для Синкэя стремление к поэтическому идеалу было глубоко духовным и содержало возможность глубокого постижения сущности мира. Эстетический идеал югэн («тайна и глубина») являлся, с его точки зрения, центральным среди духовных возможностей поэтического сочинения. Написанный Синкэем трактат Сасамэгото («Шептания», 1463) раскрывает его взгляды на рэнга, его отношение к югэн и другим эстетическим идеалам. Соги, также буддийский священник, был опытным поэтом. Как человек простого происхождения, он повествовал в своих стихах не только об изящных переживаниях, подобающих киотскому стихотворцу, но и о жизни крестьян и фермеров. Соги подчеркивал коллективную природу рэнга и необходимость тесного сотрудничества с другими поэтами для создания связной цепочки нанизанных строф. В 1488 г. Соги отправился в святилище Минасэ, находящееся в деревне между Киото и Осакой, чтобы составить ряд рэнга вместе с двумя другими мастерами этого стиля - Сё-хаку (1443-1521) и Сотё (1448-1532). Результатом этого сотрудничества стала цепочка из 100 стихов рэнга, собранных под названием Минасэ сангин хякуип («Сто нанизанных строф трех поэтов в Минасэ»), бесспорно являющаяся самым лучшим образцом этого жанра. Достоинства этого произведения заключаются в способности его порождать поток ассоциативных словесных образов и сюжетов. Хайкай-но рэнга К концу средневекового периода из традиции рэнга возникла новая поэтическая форма. Этот жанр, хайкай (или хайкай но рэнга), стал главным поэтическим стилем начала Нового времени. Эволюция поэзии хайкай началась в конце Средневековья в качестве шутейной, пародийной рэнга. Чтобы отличить эту поэтическую форму, ее назвали хайкай но рэнга (обычно сокращается как хайкай). Строфа хайкай повторяла обычную форму рэнга из пяти, семи и пяти слогов, с последующими двумя строками из семи слогов, но без традиционных ограничений по темам, выбору слов и серьезности настроения. Удовольствие, получаемое от нарушения обычных вкусовых канонов рэнга, однако, скоро привело к формальному признанию этого жанра. В результате в начале современного периода появились целые школы, посвятившие себя этому литературному искусству и пропаганде различных стилей хайкай. Самыми важными были две школы - Тэймон и Данрин. Школа Тэймон получила свое название от имени Мацунаги Тэйтоку (1571-1653), сочинителя вака и рэнга, который выступал защитником традиционных стилей сочинения поэзии. Достижением Тэйтоку стало превращение беззаботной поэтической формы в серьезную поэзию посредством введения официальных правил ее составлении и внимания к эстетике, поднявших хайкай на уровень вака и рэнга как поэтических стилей. С точки зрения Тэйтоку, жанр хайкай отличался от рэнга не столько присущим легким юмором, сколько применением хайгон - разговорных японских или китайских слов, не допускавшихся в серьезных вака и рэнга. Разумное использование таких слов придали хайкай форму и официальные правила, которым должны были следовать серьезные поэты школы Тэймон. Школа Данрин, возглавляемая Ни-сиямаСёин (1605-1682), стала отчасти отвегом на официальный подход школы Тэймон к сочинению хайкай. Сёин, сочинявший рэнга и хайкай, наряду с Ихара Сайкаку (1642-1693) был также известным бытописателем (см. ниже «Укиёдзоси») и пропагандировал отход от официальных правил в сторону неформального стиля, позволявшего быстро сочинять стихи с применением слов разговорного японского языка. В отличие от школы Тэймон, школа Данрин интересовалась не обработкой стихотворной формы, а тонким юмором, который наполнял ее. Примером поэтического стиля комической школы стихосложения Данрин может служить творчество Сайкаку, умевшего создавать большое количество забавных, связных стихов за короткое время. Рассказывают, что в 1684 г. Сайкаку сумел составить 23 500 стихов за один день. Один из примеров его хайкай - собрание, известное как Хайкай окукадзу («Огромное количество хайкай», 1677), представляющее собой последовательность из 4000 связных строф. Первоначально цель хайкай заключалась в том, чтобы ввести юмористическую нотку в последовательность рэнга. Однако с течением времени акцент переместился от последовательных продолжений к первому стиху в этой цепочке (так называемом) хокку): Хокку стал все больше рассматриваться как стих с независимым смысловым значением, даже без добавления последующих строф. То есть хокку представлял собой строфу из 17 слогов, построенных в три строки по пять, семь и пять слогов, и определялся не как связанный с другой строфой, а как отдельный, независимый стих. Хокку лучше известен как хайку, но этот более поздний термин не использовался до периода Мэйдзи. Неологизм хайку был составлен из «хай» (хайкай) и «ку» (хокку). Образование термина хайку ознаменовало полную независимость хокку от его истоков в рэнга.
Признанным мастером формы хокку был мастер стиля хайкай Мацуо Басе (1644-1694) - самурай, поэт и путешественник. Несмотря на краткость хокку (всего 17 слогов), Басе умел сочинять стихи, содержащие очень простые мирские образы, наделяя их глубиной, способной пробудить удивительно широкий спектр человеческих чувств. Басе, как и другие японские поэты, не считал поэзию просто литературным занятием, а видел в ней огромный духовный смысл. Басе был последователем дзэн-буддизма, и идеи дзэн повлияли по крайней мере на часть его произведений. Помимо хокку Басе известен своими путевыми заметками, соединявшими поэзию и прозу. Его самый известный путевой дневник Оку-ио Хосомити («По тропинкам Севера»), изданный посмертно в 1702 г;, описывает путешествие, которое Басе совершил в обществе друга в 1689 г. Этот текст является примером выдающихся способностей Басе, превосходно сочетавшего стихи из 17 слогов с прозой (хайбун), задававшей контекст его стихам. Хокку Басе выражают настроения и чувства поэта, путешествовавшего по сельскому краю от одного знаменитого исторического места к другому и наблюдая по пути за природой. Следуя Басе, другие поэты продолжали сочинять прекрасные произведения в стиле хокку, создавая свои собственные непохожие поэтические голоса. Многие из них также писали в жанре хайкай, однако все же более всего известны своими композициями из 17 слогов. Среди преемников Басе особую популярность заслужили Ёса Бусон (1716-1784) и Кобаяси Исса (1763- 1827). Поэт и живописец Бусон создавал стихи в основном на мирские темы без какого-либо откровенного намека на духовные глубины, содержавшиеся в стихах Басё. Бусон отстаивал лозунг «Назад к Басё», призывая к сочинению стихов, обладавших не меньшими поэтическими достоинствами. Исса развивал повествовательные мотивы, введенные Бусоиом в стихи. Стихи Исса в основном рассказывали о простом человеке, о тяжелом положения униженных и бедных. Иногда в них проскальзывает и огромная любовь к животным.
|