Отоги дзоси

Чрезвычайно многообразный жанр коротких и средней длины рассказов с 14 по 17 века. Также называемые Муромати моногатари, они характеризуются тематическим разнообразием, акценом на сюжете и популярностью у широкой публики. Существует около 400 отоги дзоси, авторство большинства из которых неизвестно. В рассказах, действие которых происходит в Японии, заморских странах и воображаемых местах, фигурирует бесчисленное множество персонажей: будды, знать, воины, рыбаки, монстры и разумные растения.

С наступлением эпохи Северного и Южного дворов придворная культура пришла в упадок, что ознаменовало собой постепенное исчезновение хэйанских литературных жанров – императорских антологий, дневников придворных, и т.д. Однако ранние литературные формы возродились в виде отоги дзоси, многие из которых несут в себе элементы как сэцува с их акцентом на жизнь простолюдинов, так и моногатари, прославляющих придворную культуру. Отоги дзоси также впитали элементы энги (истории о храмах и святилищах) и гунки (военные рассказы). В исторической перспективе отоги дзоси являются мостом от хэйанской аристократической к эдоской популярной литературным формам.

Важным отличием между ранне- и позднесредневековой культурой стала новая публика, эта перемена обозначается выражением гэкокудзё (низы побеждают верхи). Это явление происходило в эпоху Северного и Южного дворов на многих уровнях: социальном, политическом, экономической и военном. Скажем, в провинциях сюго даймё (военные наместники) стали даймё (полуавтономными правителями), и именно они в том числе спонсировали создание богато иллюстрированных отоги дзоси на военные темы. Некоторые персонажи отоги дзоси отражают понятие гэкокудзё – люди низкого происхождения становятся лучше вышестоящих людей.

В эпохи Хэйан и Камакура истории писались знатью и духовенством, многие члены которого были аристократами. Но в результате многих войн знать потеряла власть, столица и связанная с ней придворная культура были в упадке, что и породило новых авторов и новую публику. Авторами отоги дзоси выступали буддийские священники, образованные самураи и зажиточные городские простолюдины. Новая широкая аудитория обладала различными интересами и стремлениями: некоторые, поднявшись по социальной лестнице или заполучив материальные блага, интересовались аристократической культурой, но не имели образования. Очевидно, отоги дзоси служили для них упрощенной формой классических произведений, с их помощью люди могли наслаждаться литературой знати, не нуждаясь в формальном образовании.

Темы отоги дзоси невероятно разнообразны. Одна категория происходит от хэйанских моногатари; другая – рассказы о священниках, самый известный из которых – «Длинная повесть осенней ночью» (Аки но ё но нага моногатари), в котором священник с горы Хиэй и послушник из храма Миэдэра втянуты в противоборство между двумя храмами.

Также существуют рассказы о самураях, которые можно рассматривать как развитие гунки. С большим отрывом самый популярный персонаж здесь – Ёсицунэ. Один из самых известных самурайских рассказов – Ленивый Таро (Моногуса Таро).

Особенность отоги дзоси – их дидактизм. Внутренние моральные конфликты здесь редки, если только речь не идет о типичных случаях, когда персонаж выбирает между преданностью семье и стремлением к Пути Будды. Персонажи обычно описаны либо хорошими, либо плохими. Задачи отоги дзоси заключаются как в обычном развлечении, так и в поощрении развития определенных добродетелей. Некоторые слои читателей могли верить, что они получат награды, описанные в отоги дзоси, просто читая их. Вот как заканчивается рассказ о Ленивом Таро: «бог поклялся, что те, кто будет ежедневно читать эту историю или рассказывать ее другим, получат богатства и достигнут желания своих сердец».

 

Бесплатный хостинг uCoz