Лекция 11 Германия в 9-12 вв.
Восточно-Франкское королевствоПолитическое обособление восточной части каролингской империи началось в ходе разделов франкской державы между потомками Карла Великого в 843—880 гг. На престоле нового королевства, называвшегося современниками Восточной Францией, сменяли друг друга государи из дома Каролингов. Они то соперничали с государями Западно-Франкского королевства, то помогали им. Один из «восточных» Каролингов — Карл III (876—888) — был приглашен и на западно-франкский престол. Подчинив себе затем Северную Италию, он на короткое время объединил в своих руках всю державу Карла Великого. Как Карл III, так и некоторые другие государи «Восточной Франции» отправлялись в походы на Рим, чтобы по традиции франкских государей, заложенной Карлом Великим, получить там императорский титул. Хотя «Восточная Франция» не представляла собой чего-то единого, она отличалась от прочих земель империи. Там преобладали не романские, а германские диалекты. Здесь сохраняла силу старая, хотя и несколько видоизменившаяся, племенная организация. Крупнейшие германские герцогства — Саксония и Бавария — представляли собой как раз наиболее сложившиеся племенные объединения, во главе с герцогами из местной племенной знати. На основе племени тюрингов герцогство так и не смогло сформироваться, поскольку тюринги быстро оказались в подчинении у саксонских герцогов. Швабское герцогство, напротив, сложилось, но населявшие его швабы (аламанны), в отличие от баварцев и саксов, не достигли племенного единства — в их земле ряд знатных семейств не без успеха оспаривал власть у местных герцогов. Герцогство Лотарингия носило совсем иной, не племенной, характер. Лотарингия появилась в результате чисто политических комбинаций и разделов, не имела собственной этнической основы и включала в себя на западе области с преобладанием не германского, а романского населения. Вдоль р.Майн сложилось Франконское герцогство. Еще при Меровингах Майн стал удобной дорогой, по которой франки охотно переселялись на восток и густо заселяли оба берега реки, ассимилируя осевших там ранее аламаннов и баваров. Для соседних племен этот смешанный народ так и остался «франками», а их земля — Франконией. Отдаленное и очень архаичное по своим порядкам племя фризов, занимавшее часть побережья Северного моря и ряд близлежащих островов, сыграло большую роль в развитии мореходства и торговли (как, впрочем и пиратства) в раннее средневековье. Однако в силу своего окраинного положения фризы почти не участвовали в политической жизни Восточно-Франкского королевства. Социальные отношенияВ большинстве германских земель сохранялась масса свободных собственников — главная основа сильной армии восточнофранкских государей. Вотчины к тому времени по большей части распадаются на частные феодальные владения. Обитатели деревни описываются в источниках преимущественно терминами «варварских правд»: свободные, литы, сервы. Постепенное сближение разных групп земледельческого населения как по их реальному правовому статусу, так и в сознании современников происходит по мере выделения и оформления особого слоя служилых людей, занимающихся только военным делом. Обобщенное понятие «крестьянин» появляется только в 11 в. Грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле профессиональными воинами в обществе в целом определилась. Германская знать представляла собой совокупность более или менее обширных родственных групп. С течением времени соотношение между старой племенной знатью и уже вполне феодальной, выросшей из среды свободных на службе у короля или герцога, начинает меняться в пользу последней. Объединение восточно-франкских земель саксонскими герцогамиВосточнофранкские короли, герцоги и знать довольно удачно сдерживали натиск викингов на свои владения. Зато появление в Подунавье кочевых племен мадьяр (венгров) оказало самое тяжелое воздействие на оседлые народы Центральной Европы. Под ударами венгров погибла Великая Моравская держава — первое славянское государство. Постоянные набеги мадьяр нанесли тяжелый ущерб и всем германским землям. Вместе с тем венгерская угроза способствовала объединению германских герцогств в одно королевство. После смерти последнего государя Восточно-Франкского королевства из династии Каролингов впервые королем был избран представитель местного знатного рода — франконский герцог Конрад I (911—918). Он натолкнулся на решительное сопротивление большинства других герцогов и умер, по сути дела потерпев поражение в борьбе с ними. После его смерти королями почти одновременно были провозглашены герцоги двух сильнейших, хотя очень разных по уровню хозяйственного, культурного и политического развития герцогств — Баварии и Саксонии. Корона в конце концов осталась за саксонским герцогом Генрихом, но ему пришлось отказаться от всякого вмешательства в баварские дела. С провозглашения королем Генриха I принято начинать историю германского королевства. Генрих I (919—936) сумел успокоить страну после десятилетий бесконечных смут и добиться в своем королевстве относительного мира. Ради его достижения король всячески стремился заручиться симпатией и поддержкой германской знати. При поддержке знати Генриху удалось в очередной раз «переподчинить» Восточно-Франкскому королевству развитую и богатую Лотарингию. Генрих сумел наладить неплохие отношения с церковью, объединить германские племена и разные группировки знати для отпора венграм и добился первых успехов в борьбе с этими опасными кочевниками благодаря широкому строительству бургов и организации сравнительно многочисленной тяжелой конницы. Возникновение такого конного войска было важным этапом складывания феодальной знати. Сын Генриха I Оттон I (936—973) продолжал политику отца в деле организации отпора мадьярам. Его войску из немецких и чешских тяжеловооруженных конников удалось в 955 г. нанести на р. Лех у Аугсбурга настолько сокрушительное поражение венграм, что те навсегда оставили в покое германские земли. Однако в остальном Оттон I порвал со многими традициями Генриха I. Так, уже начиная со своей подчеркнуто торжественной коронации в Ахене, Оттон I стремился во всем утвердить превосходство короля над герцогами и всей прочей знатью. Платой ему за это были восстания и мятежи, потрясавшие германские земли много лет подряд. Итальянские походы и римская коронация Оттона IРешение начать военные походы в Италию Оттон I принял скорее всего просто потому, что видел в себе достойного преемника франкских государей, продолжателя их давней традиции коронования в Риме. Распад каролингской империи вовсе не представлялся окончательным. Возрождение державы Карла Великого могло казаться вполне вероятным. Приобретение императорского титула «по всем правилам» в Риме было действием вполне логичным. Во время первого похода за Альпы в 951 г. Оттон I не смог достичь Рима, но зато освободил из заключения законную наследницу итальянского королевства, женился на ней и был провозглашен местной знатью королем Италии. В 962 г., воспользовавшись приглашением римского папы Иоанна XII, оказавшегося в весьма затруднительном положении, Оттон I прошел, не встречая сопротивления, через всю северную Италию и вступил в Рим. В «Вечном городе» он был торжественно провозглашен императором. С этого года принято отсчитывать историю новой, теперь уже германской, империи. Самым эффективным способом осуществлять власть, опробованным еще Карлом Великим, было использование в интересах королевства церковной организации. Если Генрих I больше опирался на светскую знать, то для Оттона I и его преемников главным средством управления страной становится именно церковь. Оттон I наделял имперские монастыри и епископства обширными землями и широкими привилегиями, при этом назначая епископами и аббатами верных себе людей. От поставленных королем прелатов требовалось исполнение в интересах империи широкого круга чисто светских обязанностей — от судебных до фискальных и военных. Как и в пору расцвета Каролингской империи, большую часть тяжелой конницы в оттоновское войско приводили с собой епископы и аббаты. В отличие от «светских» феодов, принадлежащее церкви не могло со временем превратиться в собственность какого-либо знатного рода. Вполне логично, что в германских землях именно императора, щедро одаривающего церковь, но и по своей воле распоряжающегося церковными должностями, привыкли считать главой церкви и даже наместником Христа на земле. Церковная организация, подчиненная императорам и составляющая основу их власти, получила в историографии название «имперской церкви». «Римская империя» Оттонов Оттон II (973—983) старался продолжать политику своего отца, но ему меньше сопутствовала удача. Предприняв попытку подчинить своей власти юг Италии, Оттон II потерпел сокрушительное поражение от арабов и едва избежал византийского плена (982). В отношениях между империей Оттонов и Византией вражда чередовалась с попытками заключить союз. Оттон I добился для своего сына — будущего Оттона II — руки византийской принцессы Феофано. После смерти мужа Феофано с удивительным мастерством семь лет управляла империей в малолетство своего сына. По рождению наполовину сакс, наполовину грек, считавший себя потомком Карла Великого и византийских василевсов, получивший по своим временам очень хорошее образование, Оттон III (994—1002) был уверен в том, что ему самой судьбой предназначено возродить Римскую империю во всем ее былом величии. Немедленно после объявления совершеннолетия Оттон III устремился в Италию, где сумел быстро получить корону итальянского королевства и впервые в истории возвести немца на папский престол. Новый папа Григорий V тут же короновал своего государя в Риме. Оттон III мечтал о создании единой христианской мировой державы с центрами в Риме и Ахене, а возможно, и в Константинополе. Он устроил себе постоянную резиденцию в Риме на месте, где когда-то стоял дворец римских императоров, и завел двор по византийскому образцу. Римских пап Оттон III решил поставить под прямой и постоянный контроль. Всемирную «Римскую империю» Оттон III представлял, вероятно, как совокупность самостоятельных христианских королевств, подчиненных власти единого императора. Политические проекты Оттона III не встретили сочувствия среди знати Германии, которой отводилось место лишь одного из королевств, составлявших империю. Еще хуже относились к идеям императора в Италии. В конце концов в Риме поднялся мятеж. Оттон III бежал из города и вскоре в возрасте двадцати двух лет скончался, не оставив наследника. Королевская корона перешла к представителю боковой ветви Саксонской династии Генриху II (1002—1024), совершенно чуждому романтическим политическим фантазиям своего предшественника. «Оттоновское возрождение» По сравнению с «темной» порой развала каролингской державы правление Оттонов ознаменовалось некоторым подъемом образования и культуры. Этот подъем опирался как на традиции «каролингского возрождения», так и на контакты германской знати с Италией и Византией в рамках имперской политики. В особенности усилила византийские культурные влияния в придворных кругах женитьба Оттона II на Феофано. Оттон III сумел привлечь к своему двору из разных стран нескольких известных современников. В Германии центрами образования и культуры, как и раньше, были крупные аббатства. Хотя «Оттоновское возрождение» было слабым даже по сравнению с «возрождением» Каролингским, оно отмечено серьезными успехами по крайней мере в историописании. Приближенный к семье Оттонов монах Видукинд из знатного саксонского рода в своей «Истории саксов» прославляет прошлое и настоящее родного племени. Крупнейший исторический памятник поры саксонских императоров — «Хроника» Титмара, епископа Мерзебургского. Начатая как история отдельного епископства, «Хроника» превратилась в уникальное сочинение, описывающее исторические события как по всей империи, так и у ее соседей на востоке, в том числе и на Руси. Очень своеобразной фигурой «Оттоновского возрождения» была монахиня Росвита, которую часто называют первой немецкой писательницей. Она сочинила несколько латинских поэм и драм как церковного, так и светского содержания, а также историю правления Оттона I в стихах. Новая династия и Саксонское восстаниеСо смертью бездетного Генриха II (1024) прекратилась Саксонская династия. Германская знать избрала королем Конрада II из древнего франконского рода. Германская корона принадлежала государям Франконской (иначе Салической) династии вплоть до 1125 г. В годы правления одного из них — Генриха III (1039—1056) германская империя достигла своей вершины. Система имперской церкви действовала безотказно, и император твердой рукой правил своей державой. Генрих III, как и его предшественники, считал себя наместником Христа на земле. Папы родом из Германии, прямо назначавшиеся императором, правили в Риме с 1046 по 1057 г. и сделали очень много для обновления церкви. Никто тогда не предполагал, что усилившаяся в результате реформ римская церковь вскоре выйдет из подчинения императорам. Однако, глубокий кризис императорской власти начал ощущаться уже в последние годы правления Генриха III. Место немногочисленной племенной верхушки, с которой приходилось иметь дело Оттонам, заняла новая феодальная знать. Она состояла из значительно большего числа влиятельных семейств, уже сумевших собрать и прочно закрепить за собой крупные комплексы владений, как родовых, так и полученных за службу. Именно позиция новой знати стала постепенно в весьма большой степени определять успехи и неудачи германских государей. Кризис начался в правление Генриха IV (1056—1106). Уже в малолетство этого государя разные группировки германской знати вели между собой ожесточенную борьбу. Но настоящие испытания для императорской власти наступили несколько позже — во время Саксонского восстания. Жители Саксонии давно уже были недовольны переходом королевской короны к династии из другого герцогства. Когда же Генрих IV начал решительно укреплять свои позиции и имущественные права в Саксонии, создавая подобие королевского домена на подступах к богатым серебром горам Гарца, саксы ответили восстанием (1073). В начавшемся мятеже приняли участие все слои саксонского общества; восставших тайно или явно поддержали недовольные королем князья и в других частях Германии. Генрих IV едва спасся и вскоре вынужден был согласиться на требования повстанцев. Однако осквернение мятежными крестьянами захоронений ближайших родственников государя резко изменило настроение в стране. Германские князья пришли на помощь Генриху IV, королю удалось договориться с некоторыми из знатных повстанцев, и в 1075 г. саксонское войско было разбито, причем крестьянское ополчение уничтожено полностью. «Борьба за инвеституру» Саксонское восстание было прологом к гражданской войне, охватившей всю Германию. Причиной ее стала, как говорили современники, «борьба за инвеституру». В древнегерманском обществе переход недвижимости от одного владельца к другому закреплялся символической передачей какого-либо предмета, например стебля травы. К 10 в. из этого обычая развился новый — публичное вручение одним лицом другому, стоящему ниже его по иерархии, определенных символических предметов. Это действие означало передачу части властных полномочий, а также связанных с ними земель, доходов, прав; оно получило название инвеституры. Светского князя германский государь инвестировал обычно знаменем, церковного — кольцом и посохом. Каждый новый епископ сначала должен был получить эти предметы из рук короля или его представителя, затем они освящались и вручались ему вторично — уже в ходе церковного обряда посвящения. В 11 — нач. 12 в. разгорелся острейший конфликт между императорами и папами, формально — по вопросу об инвеституре епископов. На последней стадии «спора об инвеституре» правоведы императора особо остро ставили вопрос о владениях, пожалованных церкви светскими властителями. Если папа, ссылаясь на Новый Завет, отстаивает независимость церкви от императорской власти, то пусть он вернет церковь к бедности апостольских времен, возвратив светским властям все имущество, подаренное ими церкви. Если же он желает сохранить эти владения, то пусть несет за них соответствующие обязательства перед империей. Сущность «спора из-за инвеституры» состояла в том, под чьим контролем должна находиться церковная организация. В самом общем плане «спор за инвеституру» решал вопрос о том, кому быть во главе христианского мира — императорам или папам. Отношения между Генрихом IV и папой Григорием VII были вначале вполне мирными. Еще в 1074 г. Григорий VII, предвосхищая идею Крестового похода, предполагал отправиться во главе христианского войска в Святую Землю, оставив Генриха IV управлять вместо себя церковью. Но когда Генрих осенью 1075 г. своей волей поставил трех итальянских епископов, папа в категорических выражениях потребовал от короля отменить эти назначения. В ответ большинство немецких епископов по требованию Генриха IV отказали в повиновении папе. Король потребовал от «лжемонаха», чтобы он немедленно освободил Римскую кафедру. Тогда Григорий VII прибег к неслыханному дотоле средству: он публично отлучил Генриха IV от церкви, объявил его низложенным и освободил всех подданных короля от клятвы верности (1076). Впечатление, произведенное этим решительным шагом Григория VII, было исключительным. От императора отвернулось большинство князей, германские епископы один за другим стали слать папе покаянные письма. Все враги Генриха в самой Германии увидели в папском отлучении удобную возможность для возобновления борьбы; князья договорились не признавать его королем, если он пробудет под папским отлучением более года. Именно это решение вынудило Генриха IV в январе 1077 г. спешно отправиться вымаливать прощение у папы. Примирение сторон было, однако, лишь кратковременным. Смуты и внутренние войны почти беспрерывно сотрясали германские земли, не прекратившись даже после свержения Генриха IV с престола его сыном — Генрихом V (1106—1125). Генрих V собирался мириться с папами, но логика политической борьбы заставила и его продолжить старый конфликт. Борьба императоров с папами шла с переменным успехом в зависимости от того, на чью сторону в тот или иной момент склонялись германские светские и духовные князья. Генрих IV сумел занять Рим и получить из рук поставленного им «антипапы» императорскую корону (1084), Генрих V однажды даже захватил римского папу в плен, но добиться победы над римской церковью не удалось ни тому, ни другому. Всех поставленных целей не смогла достичь и римская церковь. Многолетний конфликт истощил обе стороны и привел их в конце концов к заключению в 1122 г. в Вормсе конкордата (т.е. соглашения). Генрих V торжественно отказывался от инвестирования епископов посохом и кольцом и обязывался признавать выборы епископов, осуществленные по каноническим правилам. Папа соглашался с тем, что избрание епископа должно проводиться в присутствии короля. Канонично избранный епископ мог немедленно занять свой пост. Однако чтобы вступить во владение имуществом церкви, ему все-таки необходимо было пройти обряд инвеституры и получить от императора жезл. Вормсский конкордат наносил существенный удар по системе «имперской церкви». В итоге кризиса империи окончательно изменилась сущность связей между императором и германской знатью. Они в полной мере приобрели характер вассально-ленных отношений, что, естественно, означало снижение возможностей центральной власти.
|