Лекция 11

Германия в 9-12 вв.

Восточно-Франкское королевство

Политическое обособление восточной части каролингской империи началось в ходе разделов франкской державы между потомками Карла Великого в 843—880 гг. На престоле нового королевства, называвшегося современника­ми Восточной Францией, сменяли друг друга государи из дома Каролингов. Они то соперничали с государями Западно-Франкского королевства, то помогали им. Один из «вос­точных» Каролингов — Карл III (876—888) — был приглашен и на западно-франкский престол. Подчинив себе затем Северную Ита­лию, он на короткое время объединил в своих руках всю державу Карла Великого. Как Карл III, так и некоторые другие государи «Восточной Франции» отправлялись в походы на Рим, чтобы по традиции франкских государей, заложенной Карлом Великим, получить там императорский титул.

Хотя «Восточная Франция» не представляла собой чего-то едино­го, она отличалась от прочих земель империи. Там преобладали не романские, а гер­манские диалекты. Здесь сохраняла силу старая, хотя и несколько видоизменив­шаяся, племенная организация. Круп­нейшие германские герцогства — Саксония и Бавария — пред­ставляли собой как раз наиболее сложившиеся племенные объ­единения, во главе с герцогами из местной племенной знати.

На основе племени тюрингов герцогство так и не смогло сфор­мироваться, поскольку тюринги быстро оказались в подчинении у саксонских герцогов.

Швабское герцогство, напротив, сложилось, но населявшие его швабы (аламанны), в отличие от баварцев и саксов, не достигли племенного единства — в их земле ряд знатных семейств не без успеха оспаривал власть у местных герцогов.

Герцогство Лотарингия носило совсем иной, не племенной, ха­рактер. Лотарингия появилась в результате чисто политических комбинаций и разделов, не имела собственной этнической осно­вы и включала в себя на западе области с преобладанием не гер­манского, а романского населения.

Вдоль р.Майн сложилось Франконское герцогство. Еще при Меровингах Майн стал удобной дорогой, по которой франки охотно переселялись на восток и густо заселяли оба берега реки, ассимилируя осевших там ранее аламаннов и баваров. Для сосед­них племен этот смешанный народ так и остался «франками», а их земля — Франконией.

Отдаленное и очень архаичное по своим порядкам племя фри­зов, занимавшее часть побережья Северного моря и ряд близле­жащих островов, сыграло большую роль в развитии мореходства и торговли (как, впрочем и пиратства) в раннее средневековье. Однако в силу своего окраинного положения фризы почти не уча­ствовали в политической жизни Восточно-Франкского королевства.

Социальные отношения

В большин­стве германских земель сохранялась масса свободных собственников — главная основа сильной армии восточнофранкских государей. Вот­чины к тому времени по большей части распадаются на частные феодальные владения. Обитатели деревни описываются в источниках преимуществен­но терминами «варварских правд»: свободные, литы, сервы. Постепенное сближение разных групп земледельческого населения как по их реальному правовому статусу, так и в сознании современников происходит по мере выделения и оформления особого слоя слу­жилых людей, занимающихся только военным делом. Обобщен­ное понятие «крестьянин» появляется только в 11 в. Грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле профессиональными воинами в обществе в целом определилась.

Германская знать представляла собой совокупность более или менее обширных родственных групп. С течением времени соотношение между старой пле­менной знатью и уже вполне феодальной, выросшей из среды сво­бодных на службе у короля или герцога, начинает меняться в поль­зу последней.

Объединение восточно-франкских земель саксонскими герцога­ми

Восточнофранкские короли, герцоги и знать довольно удач­но сдерживали натиск викингов на свои владения. Зато появле­ние в Подунавье кочевых племен мадьяр (венгров) оказало самое тяжелое воздействие на оседлые народы Центральной Европы. Под ударами венгров погибла Великая Моравская дер­жава — первое славянское государство. Постоянные набеги мадьяр нанесли тяжелый ущерб и всем германским землям. Вместе с тем венгерская угроза способствовала объединению германских герцогств в одно королевство.

После смерти последнего государя Восточно-Франкского коро­левства из династии Каролингов впервые королем был избран представитель местного знатного рода — франконский герцог Конрад I (911—918). Он натолкнулся на решительное сопротивле­ние большинства других герцогов и умер, по сути дела потерпев поражение в борьбе с ними. После его смерти королями почти одновременно были провозглашены герцоги двух сильнейших, хотя очень разных по уровню хозяйственного, культурного и полити­ческого развития герцогств — Баварии и Саксонии. Корона в конце концов осталась за саксонским герцогом Генрихом, но ему при­шлось отказаться от всякого вмешательства в баварские дела. С провозглашения королем Генриха I принято начинать историю германского королевства.

Генрих I (919—936) сумел успокоить страну после десятилетий бесконечных смут и добиться в своем королевстве относительно­го мира. Ради его достижения король всячески стремился зару­читься симпатией и поддержкой германской знати. При поддержке знати Генри­ху удалось в очередной раз «переподчинить» Восточно-Франк­скому королевству развитую и богатую Лотарингию. Генрих су­мел наладить неплохие отношения с церковью, объединить гер­манские племена и разные группировки знати для отпора венграм и добился первых успехов в борьбе с этими опасными кочевниками благодаря широкому строительству бургов и организации сравни­тельно многочисленной тяжелой конницы. Возникновение такого конного войска было важным этапом складыва­ния феодальной знати.

Сын Генриха I Оттон I (936—973) продолжал политику отца в деле организации отпора мадьярам. Его войску из немецких и чешских тяжеловооруженных конников удалось в 955 г. нанести на р. Лех у Аугсбурга настолько сокрушительное поражение вен­грам, что те навсегда оставили в покое германские земли. Однако в остальном Оттон I порвал со многими традициями Генриха I. Так, уже начиная со своей подчеркнуто торжественной корона­ции в Ахене, Оттон I стремился во всем утвердить превосходство короля над герцогами и всей прочей знатью. Платой ему за это были восстания и мятежи, потрясавшие германские земли много лет подряд.

Итальянские походы и римская коронация Оттона I

Решение начать военные походы в Италию Оттон I принял скорее всего просто потому, что видел в себе достойного преемника франк­ских государей, продолжателя их давней традиции коронования в Риме. Распад каролингской империи вовсе не представлял­ся окончательным. Возрожде­ние державы Карла Великого могло казаться вполне вероятным. Приобретение императорского титула «по всем правилам» в Риме было действием вполне логичным.

Во время первого похода за Альпы в 951 г. Оттон I не смог достичь Рима, но зато освободил из заключения законную на­следницу итальянского королевства, женился на ней и был про­возглашен местной знатью королем Италии.

В 962 г., воспользовавшись приглашением римского папы Иоан­на XII, оказавшегося в весьма затруднительном положении, Оттон I прошел, не встречая сопротивления, через всю северную Италию и вступил в Рим. В «Вечном городе» он был торжествен­но провозглашен императором. С этого года принято отсчитывать историю новой, теперь уже германской, империи.

Самым эффективным способом осуществлять власть, опробован­ным еще Карлом Великим, было использование в интересах коро­левства церковной организации. Если Генрих I больше опирался на светскую знать, то для Оттона I и его преемников главным средством управления страной становится именно церковь. Оттон I наделял имперские монастыри и епископства об­ширными землями и широкими привилегиями, при этом назначая епископами и аббатами верных себе людей. От поставленных королем прелатов требовалось исполнение в инте­ресах империи широкого круга чисто светских обязанностей — от судебных до фискальных и военных. Как и в пору расцвета Каролингской империи, большую часть тяжелой кон­ницы в оттоновское войско приводили с собой епископы и аббаты.

В отличие от «светских» феодов, принадлежащее церкви не могло со временем превратиться в собственность какого-либо знатного рода. Вполне логично, что в германских землях именно импера­тора, щедро одаривающего церковь, но и по своей воле распоря­жающегося церковными должностями, привыкли считать главой церкви и даже наместником Христа на земле. Церковная органи­зация, подчиненная императорам и составляющая основу их влас­ти, получила в историографии название «имперской церкви».

«Римская империя» Оттонов

Оттон II (973—983) старался про­должать политику своего отца, но ему меньше сопутствовала уда­ча. Предприняв попытку подчинить своей власти юг Италии, Оттон II потерпел сокрушительное поражение от арабов и едва из­бежал византийского плена (982). В отношениях между империей Оттонов и Византией вражда чередовалась с попытками заключить союз. Оттон I добился для своего сына — будущего Оттона II — руки византийской принцессы Феофано. После смерти мужа Феофано с удивительным мастерством семь лет управляла импе­рией в малолетство своего сына.

По рождению наполовину сакс, наполовину грек, считавший себя потомком Карла Великого и византийских василевсов, полу­чивший по своим временам очень хорошее образование, Оттон III (994—1002) был уверен в том, что ему самой судьбой предназначено возродить Римскую империю во всем ее былом величии. Немедленно после объявления совершеннолетия Оттон III устре­мился в Италию, где сумел быстро получить корону итальянского королевства и впервые в истории возвести немца на папский пре­стол. Новый папа Григорий V тут же короновал своего государя в Риме. Оттон III мечтал о создании единой христианской миро­вой державы с центрами в Риме и Ахене, а возможно, и в Кон­стантинополе. Он устроил себе постоянную резиденцию в Риме на месте, где когда-то стоял дворец римских императоров, и за­вел двор по византийскому образцу. Римских пап Оттон III ре­шил поставить под прямой и постоянный контроль.

Всемирную «Римскую империю» Оттон III представлял, веро­ятно, как совокупность самостоятельных христианских королевств, подчиненных власти единого императора. Политические проек­ты Оттона III не встретили сочувствия среди знати Германии, которой отводилось место лишь одного из королевств, составлявших империю. Еще хуже относились к идеям императора в Италии. В конце концов в Риме поднялся мятеж. Оттон III бе­жал из города и вскоре в возрасте двадцати двух лет скончался, не оставив наследника. Королевская корона перешла к представите­лю боковой ветви Саксонской династии Генриху II (1002—1024), совершенно чуждому романтическим политическим фантазиям своего предшественника.

«Оттоновское возрождение»

По сравнению с «темной» порой раз­вала каролингской державы правление Оттонов ознаменовалось некоторым подъемом образования и культу­ры. Этот подъем опирался как на традиции «каролингского воз­рождения», так и на контакты германской знати с Италией и Византией в рамках имперской политики. В особенности усилила византийские культурные влияния в придворных кругах женитьба Оттона II на Феофано. Оттон III сумел привлечь к своему двору из разных стран нескольких известных современников.

В Германии центрами образования и культуры, как и раньше, были крупные аббатства.

Хотя «Оттоновское возрождение» было слабым даже по сравне­нию с «возрождением» Каролингским, оно отмечено серьезными успехами по крайней мере в историописании. Приближенный к семье Оттонов монах Видукинд из знатного саксонского рода в своей «Истории саксов» прославляет прошлое и настоящее род­ного племени. Крупнейший исторический памятник поры саксонских императоров — «Хроника» Титмара, епископа Мерзебургского. Начатая как история отдельного епископства, «Хрони­ка» превратилась в уникальное сочинение, описывающее истори­ческие события как по всей империи, так и у ее соседей на восто­ке, в том числе и на Руси. Очень своеобразной фигурой «Оттоновского возрождения» была монахиня Росвита, которую часто называют первой немецкой писательницей. Она сочинила несколько латинских поэм и драм как церковного, так и светского содержания, а также историю правления Оттона I в стихах.

Новая династия и Саксонское восстание

Со смер­тью бездетного Генриха II (1024) прекратилась Саксонская дина­стия. Германская знать избрала королем Конрада II из древнего франконского рода. Германская корона принадлежала государям Франконской (иначе Салической) династии вплоть до 1125 г.

В годы правления одного из них — Генриха III (1039—1056) германская империя достигла своей вершины. Система имперской церкви действовала безотказно, и император твердой рукой правил своей державой. Генрих III, как и его пред­шественники, считал себя наместником Христа на земле. Папы родом из Германии, прямо назначавшиеся императором, прави­ли в Риме с 1046 по 1057 г. и сделали очень много для обновле­ния церкви. Никто тогда не предполагал, что усилившаяся в ре­зультате реформ римская церковь вскоре выйдет из подчинения императорам.

Однако, глубокий кризис императорской власти начал ощущаться уже в последние годы прав­ления Генриха III. Место немногочисленной пле­менной верхушки, с которой приходилось иметь дело Оттонам, заняла новая феодальная знать. Она состояла из значитель­но большего числа влиятельных семейств, уже сумевших собрать и прочно закрепить за собой крупные комплексы владений, как родовых, так и полученных за службу. Именно позиция новой знати стала постепенно в весьма большой степени определять ус­пехи и неудачи германских государей.

Кризис начался в правление Генриха IV (1056—1106). Уже в ма­лолетство этого государя разные группировки германской знати вели между собой ожесточенную борьбу. Но настоящие испыта­ния для императорской власти наступили несколько позже — во время Саксонского восстания.

Жители Саксонии давно уже были недовольны переходом ко­ролевской короны к династии из другого герцогства. Когда же Генрих IV начал решительно укреплять свои позиции и имущест­венные права в Саксонии, создавая подобие королевского домена на подступах к богатым серебром горам Гарца, саксы ответили восстанием (1073). В начавшемся мятеже приняли участие все слои саксонского общества; восставших тайно или явно поддержали не­довольные королем князья и в других частях Германии. Генрих IV едва спасся и вскоре вынужден был согласиться на требования повстанцев. Однако осквернение мятежными крестьянами захоро­нений ближайших родственников государя резко изменило настрое­ние в стране. Германские князья пришли на помощь Генриху IV, королю удалось договориться с некоторыми из знатных повстан­цев, и в 1075 г. саксонское войско было разбито, причем кресть­янское ополчение уничтожено полностью.

«Борьба за инвеституру»

Саксонское восстание было прологом к гражданской войне, охватившей всю Германию. Причиной ее стала, как говорили современники, «борьба за инвеституру».

В древнегерманском обществе переход недвижимости от одного владельца к другому закреплялся символической передачей какого-либо предмета, например стебля травы. К 10 в. из этого обы­чая развился новый — публичное вручение одним лицом друго­му, стоящему ниже его по иерархии, определенных символиче­ских предметов. Это действие означало передачу части властных полномочий, а также связанных с ними земель, доходов, прав; оно получило название инвеституры. Светского князя германский государь инвестировал обычно знаменем, церковного — кольцом и посохом. Каждый новый епископ сначала должен был получить эти предметы из рук короля или его представителя, затем они освящались и вручались ему вторично — уже в ходе церковного обряда посвящения.

В 11 — нач. 12 в. разгорелся острейший конфликт между императорами и папами, формально — по вопросу об инвеститу­ре епископов. На последней стадии «спора об инвеституре» правоведы импе­ратора особо остро ставили вопрос о владениях, пожалованных церкви светскими властителями. Если папа, ссылаясь на Новый Завет, отстаивает независимость церкви от императорской вла­сти, то пусть он вернет церковь к бедности апостольских времен, возвратив светским властям все имущество, подаренное ими церк­ви. Если же он желает сохранить эти владения, то пусть несет за них соответствующие обязательства перед империей.

Сущность «спора из-за инвеституры» состояла в том, под чьим контролем должна находиться церковная организация. В самом общем пла­не «спор за инвеституру» решал вопрос о том, кому быть во главе христианского мира — императорам или папам.

Отношения между Генрихом IV и папой Григорием VII были вначале вполне мирными. Еще в 1074 г. Григорий VII, предвосхищая идею Крестового по­хода, предполагал отправиться во главе христианского войска в Святую Землю, оставив Генриха IV управлять вместо себя церко­вью. Но когда Генрих осенью 1075 г. своей волей поставил трех итальянских епископов, папа в категорических выражениях пот­ребовал от короля отменить эти назначения.

В ответ большинство немецких епископов по требованию Ген­риха IV отказали в повиновении папе. Король потребовал от «лжемонаха», чтобы он немедленно освободил Римскую кафедру. Тогда Григорий VII прибег к нес­лыханному дотоле средству: он публично отлучил Генриха IV от церкви, объявил его низложенным и освободил всех подданных короля от клятвы верности (1076).

Впечатление, произведенное этим решительным шагом Григо­рия VII, было исключительным. От императора отвернулось боль­шинство князей, германские епископы один за другим стали слать папе покаянные письма. Все враги Генриха в самой Германии увидели в папском отлучении удобную возможность для возоб­новления борьбы; князья договорились не признавать его коро­лем, если он пробудет под папским отлучением более года. Именно это решение вынудило Генриха IV в январе 1077 г. спешно отправиться вымаливать прощение у папы.

Примирение сторон было, однако, лишь кратковременным. Сму­ты и внутренние войны почти беспрерывно сотрясали герман­ские земли, не прекратившись даже после свержения Генриха IV с престола его сыном — Генрихом V (1106—1125). Генрих V соби­рался мириться с папами, но логика политической борьбы заста­вила и его продолжить старый конфликт. Борьба императоров с папами шла с переменным успехом в зависимости от того, на чью сторону в тот или иной момент склонялись германские светские и духовные князья. Генрих IV сумел занять Рим и получить из рук поставленного им «антипапы» императорскую корону (1084), Генрих V однажды даже захватил римского папу в плен, но до­биться победы над римской церковью не удалось ни тому, ни другому. Всех поставленных целей не смогла достичь и римская церковь.

Многолетний конфликт истощил обе стороны и привел их в конце концов к заключению в 1122 г. в Вормсе конкордата (т.е. соглашения). Генрих V торже­ственно отказывался от инвестирования епископов посохом и коль­цом и обязывался признавать выборы епископов, осуществлен­ные по каноническим правилам. Папа соглашался с тем, что из­брание епископа должно проводиться в присутствии короля. Кано­нично избранный епископ мог немедленно занять свой пост. Од­нако чтобы вступить во владение имуществом церкви, ему все-таки необходимо было пройти обряд инвеституры и получить от им­ператора жезл. Вормсский конкордат наносил существенный удар по системе «имперской церкви». В итоге кризиса империи окончатель­но изменилась сущность связей между императором и герман­ской знатью. Они в полной мере приобрели характер вассально-ленных отношений, что, естественно, означало снижение возможностей центральной власти.

Бесплатный хостинг uCoz