Средневековая проза

Дневники средневекового периода продолжали традицию ведения дневников, начавшуюся в период Хэйан. Как и прежде, аристократы и буддийские монахи и священники составляли свои дневники. Однако понятие «дневник» способно ввести в заблуждение, так как те дневники, о которых здесь идет речь, не обязательно представляли собой ежедневные или еженедельные письменные отчеты о произошедших событиях. Точнее, это были мемуары, воспоминания, рассказы о путешествиях или всё вместе, а также включали и поэтические отрывки. Более того, понятие дневник также относилось к вымышленным историям, написанным в виде дневников.

Путевые дневники иногда рассматриваются как отдельный жанр, что проблематично, так как они также могут содержать воспоминания. Существуют также различные виды путевых дневников, например описывающих паломничества к святым местам или поездки из Киото к сёгуну в Камакура для решения правовых вопросов. Поэты также составляли дневники о своих путешествиях по сельским краям, обычно связанных с посещением мест, имевших отношение к известным стихотворениям прошлых лет. В таких произведениях поэзия обычно смешивалась с прозой. Известные поэты рэнга Соги и Сотё сочиняли поэтические путевые дневники в период Муромати. К числу известных средневековых дневников относятся:

1)      Кайдоку (Путешествие по дороге вдоль морского побережья, 1223)

Этот написанный неизвестным автором путевой дневник описывается пешую прогулку автора от Киото до Камакура с попутным посещением известных мест

2)      Кэнрэймонъин Укё но Дайбу но Сю (Поэтические мемуары госпожи Дайбу, прибл. 1231)

Госпожа Дайбу служила при дворе императора Го-Тоба в качестве придворной дамы. Ее биография особенно интересна взглядом на жизнь знатной женщины, связанной с семьёй Тайра (побежденной в Гэмпэйской войне); любовник этой особы Тайра Сукэмори погиб в сражении Данноура – заключительном сражении войны Гэмпэй в 1185 г.

3)      Бэн но Найси Никки (Дневник госпожи Бэн, прибл. 1260)

Этот дневник, составленный знатной дамой Го-Фукакуса-ин-Бэн-но Найси, служившей при дворе императора Го-Фукакуса, описывает события, которые происходили при дворе во время правления Го-Фукакуса.

4)      Идзаёй Никки (Дневник Исчезающей Луны, 1280)

Составленный буддийской монахиней Абуцу, дневник описывает события, связанные с ее поездкой из Киото в Камакура для того, чтобы выступить в защиту собственных интересов в суде сёгуна.

5)      Товадзугатари (Признания Госпожи Нидзё, 1313)

Этот дневник, написанный знатной дамой Го-Фукакуса-Ин-но Нидзё, служившей при дворе императора Го-Фукакуса, в основном известен в английском переводе как Признания Госпожи Нидзё. Однако точный перевод названия означает «Непрошеная повесть». В этом дневнике госпожа Нидзё рассказывает о своих многочисленных любовных интригах и о своем временном увольнении с придворной службы. Там также говорится о ее решении принять обет и стать буддийской монахиней. После этого она предпринимает ряд путешествий, которые подробно описывает.

6)      Исэ Дайдзингу Санкэйки (Отчет о паломничестве в большое святилище Исэ, 1342)

В этом путевом дневнике буддийского священника Сака Дзабуцу описано его паломничество в священную для синтоистов кумирню Исэ в 1342 г. Этот дневник особенно интересен информацией о взаимоотношениях буддизма и синто в XIV столетии.

7)      Цукусимити но кии (Путешествие по дороге Цукуси, 1480)

Соги был известным сочинителем рэнга и путешественником. Его дневник Поездка по дороге Цукуси посвящен путешествию по Кюсю и посещению знаменитых в историческом и поэтическом отношении мест острова; поэзия чередуется с прозой.

8)      Уцунояма но Ки (Рассказ об Уцунояма, 1517)

Подобно своему другу Соги, Сотё был известным поэтом и путешественником. Его дневник Рассказ об Уцунояма представляет собой сразу и биографическое повествование и воспоминания о поездках к местам исторического и поэтического значения.

Бесплатный хостинг uCoz