1994 – необыкновенный союз ЛДП и СПЯ, формирование правительства – социалист Мураяма стал первым главой правительства (продержался 555 дней). СПЯ отказалась от принципов: признала договор безопасности и конституционность сил самообороны. Все ради того, чтобы Мураяма встал во главе Правительства (правда, эффективным лидером себя не показал). Ость противостояния почти исчезла. Те, кто голосовал за соц партию, перестал, потому что она перестала быть соц партией. 1996 - переименовали социалистическую партию в социал-демократическую: 社会民主党 (社民党).

Решение отказаться от идеологизированного подхода и принять прагматичное отношение к политике сыграло злую шутку с Социал-демократической партией Японии. В отличие от партий левого толка в Европе, СДП после завершения «холодной войны» не только не увеличила свое влияние, но не смогла сохранить даже ту поддержку, которой обладала во время существования «системы 1955 года». Сказалось и снижение престижности левых идей после падения коммунистических режимов в Восточной Европе и развала Советского Союза.

 

1996 – правительство Хасимото Рютаро. Привлек в кассу партии колоссальные финансовые средства (в прошлом министр здравоохранения, связь с предприятиями, производившими медикаменты). Решал вопрос американских баз на Окинаве.

Введение новой избирательной системы: 300 одномандатных округов + пропорциональное представительство по партийным спискам в 11 региональных блоках.

В настоящее время Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Возрастной ценз — 25 лет. 300 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе от избирательных округов. 180 депутатов избираются по партийным спискам методом пропорционального представительства.

Новая избирательная система была впервые использована в 1996. До нее действовала система многомандатных округов. Партии были вынуждены выдвигать множество кандидатов в каждом округе и каждого кандидата обеспечивать необходимым количеством голосов. Конкуренция между идеологическими лагерями в отношении политического курса заглушалась. ЛДП была в выигрышном положении. Система способствовала коррупции.

Правда, новая система благоприятствовала в основном крупным партиям. Кандидат, провалившийся в одномандатном округе, мог пройти по партийному списку. Голоса, отданные за провалившегося кандидата, терялись.

Накануне выборов в нижнюю палату в 1996 появилась ДПЯ.

1996 – убедительная победа ЛДП. Коалиция доказали несостоятельность оппозиции. Кабинет Хасимото. Тенденция к преодолению кризиса, но старые политики, баланс фракций – необходимость реформирования структуры партии, решения вопроса фракций.

 

2001-2006 - Коидзуми Дзюнъитиро. Получает поддержку делегатов с мест: победа над суперфракций Танака-Хасимото. Эксцентричный политик, популярный у населения. Нарушил традицию межфракционного баланса: ввел в состав правительства беспартийных специалистов, отдавал министерские портфели женщинам. Индивидуальный подход к назначениям, выбор молодых политиков. Нажил себе «врагов» в ЛДП.

«Изменим ЛДП. Измением Японию». Курс на структурные реформы: сокращение расходов на строительные работы (поддержка воротил строительного бизнеса), приватизация почтовой службы. Добился оживления экономики: укрепился банковский сектор, снизилась доля недействующих кредитов, стал расти внутренний спрос.

Пакет о приватизации почтовой службы еле провели в нижней палате – а верхняя отклонила – с помощью вражески настроенных депутатов ЛДП. Коидзуми решает бороться с фракционностью: отказал в финансовой поддержке вражеским сенаторам. На внеочередных выборах в нижнюю палату ЛДП одерживает оглушительную победу – победу Коидзуми.

 

ДПЯ:

Создана в 1996 году. Обрела современный облик в 1998: объединение 4 основных партий с сохранением названия (ДПЯ + Минсэйто +…), председатель – Наото Кан.  В 2003 происходит объединение с небольшой Либеральной партией Итиро Одзава.

Складывание своего рода «двухпартийной системы». Однако, противостояние не имеет яркой принципиальной окраски. Их объединяет гораздо больше, чем разъединяет. Почти все руководство ДПЯ – выходцы из ЛДП.

Плюсы ДПЯ: наличие молодых эффектных политиков. Минусы – неоднородный состав с порою противоположными взглядами, нет ясной политической платформы, отличавшей бы ее от ЛДП.

2007 – победа ДПЯ на выборах в верхнюю палату парламента. Победа ДПЯ на этих выборах привела к ситуации, когда нижняя палата контролировалась правящей коалицией ЛДП и Новой Комэйто, а верхняя палата – оппозицией.

 

ЛДП:

Для восстановления своих позиций либерал-демократы нуждались в твердом руководстве, однако партия явно испытывает нехватку сильных лидеров после ухода в тень харизматичного Коидзуми. Вместо этого пост главы партии стали занимать «в порядке очередности» откровенно слабые политики. В 2008 Либерально-демократическая партия избрала Таро Асо – потомственного политика из известной семьи. Асо стал главой правительства лишь с четвертой попытки, до этого последовательно проиграв внутрипартийные выборы в ЛДП сначала Коидзуми, а затем двум его преемникам – Синдзо Абэ и Ясуо Фукуда. Получив вожделенный пост, он сразу столкнулся с проблемами – мировой финансовый кризис больно ударил по Японии. Такая ситуация оказалась для него безвыходной, и он запомнился лишь своей любовью к комиксам.

 

После смены власти:

Новая избирательная система сделала возможным усиление оппозиции…

30 августа 2009 – оглушительная победа на выборах в палату представителей: 308 мандатов из 480. Оппозиция пришла к власти. Но не дотянули до 2\3, поэтому сформировали коалиционное правительство: СДПЯ (социал-демократы), Новая народная партия.

Юкио Хатояма - премьер-министр Японии с 16 сентября 2009 по 4 июня 2010.

Хатояма имел связи с Россией: председатель японо-советского общества, приезжал в Россию в рамках участия в Совете Мудрецов (организации, созданной для налаживания контактов на личном уровне). Его сын решает проблему московских пробок в МГУ. Однако, позиция в отношении северных территорий осталась неизменной: возвращение всех 4 островов.

Во время предвыборной компании Хатояма обещал установить более равноправные и независимые отношения с Вашингтоном – вывод американских баз за пределы Окинавы. В центре внимания база Футтэма на юге Окинавы. В 2006 году была достигнута договоренность о передислокации из густонаселенного Гинован в Наго (все там же на Окинаве), и Вашингтон считал этот вариант единственно приемлемым. Хатояма не смог с ними договориться и стал выглядеть как неэффективный политик. Беспрецедентное падение популярности.

Наото Кан – премьер-министр Японии с 4 июня 2010 по 30 августа 2011. Ранее был министром здравоохранения, известен тем, что принес извинения за инцидент с донорской кровью.

Выступил с заявлением о возможности повышения потребительского налога. Падение рейтинга ДПЯ, вылившееся в поражение на выборах в палату советников 11 июля 2010. Переизбирался 121 депутат из 242, ДПЯ провела только 44 депутата. Таким образом, у ДПЯ сейчас 110 места в палате советников. У ЛДП – 84 места. Политическая неопределенность, возможны временные коалиции при решении конкретных вопросов.

У Кана были трудности с принятием бюджета. Японский бюджет делится на 2 части: бюджет и законопроекты по его осуществлению. У Кана никак не выходило набрать 2/3 голосов поддержки в нижней палате, чтобы провести бюджет. Кан должен был иди на уступки, но он всех обманул: разбил пакет на 2 части и на голосование отправил только бюджет - тот был принят.

Потом Кан никак не уходил в отставку - ждал принятия законов по ликвидации последствий землетрясения.

Ёсихико Нода – премьер-министр Японии с 2 сентября 2011. Нода победил на партийных выборах, опередив главного соперника Банри Каэду - ставленника Одзавы. Каэда набрал больше всех голосов, но не абсолютное большинство – потребовался 2 тур. Во втором все голосовали против Одзава, то есть против Банри Каэда. Правда, позже оказалось, что Нода победил по договоренности – и теперь его правительство состоит из компромиссов.

4.2

Особенность системы 1955: значительная роль бюрократии. «Стальной треугольник» («тэцу но санкаккей»): бюрократы-политики-бизнесмены. Закрытый характер принятия решений. Есть точка зрения: бюрократии позволили захватить власть в принятии решений, а политики были заняты фракционной борьбой.

Чиновники при использовании ресурса не пользовались политическими соображениями (мнение политиков ЛДП не было приматом), но и не были аполитичны. Таким образом, они долго и эффективно сотрудничали с ЛДП. Чиновники не были излишне пассивны, но и не претендовали на роль лидеров. Не ставили свои интересы выше общенациональных. Иерархичность с опорой на конфуцианскую традицию. Безличность принятия решения. Квалификация. Престиж гос службы (при низкой зарплате).

Карьерные чиновники. Сдают экзамен по тому, что они учили в ВУЗе. Одногодки не могут быть друг у друга начальниками. Амакудари – схождение с небес, уходят в смежные области. Готовят себе место для ухода – коррупция. Запрет на переходы в компании, которыми занимаются, но никак-никак от коррупции не избавиться.

 

Особенности:

1)       достаточно медленные темпы карьерного роста;

2)       быстрая ротация и малые сроки пребывания на одной должности;

3)       ранний выход в отставку.

В рамках такой модели постоянный переход с места на место (1 раз в два года) сводит на нет опасность фаворитизма и «блата», уменьшает риск застоя в мышлении и самоудовлетворенности в работе. Снижается и опасность коррупции, поскольку в столь малый срок достаточно трудно установить устойчивые связи с внешними структурами, позволяющие на постоянной основе злоупотреблять служебным положением. В то же время назначенцы на высшие управленческие посты являются при такой системе не случайными, опытными и квалифицированными людьми, имеющими в запасе многолетний стаж безупречной службы. Каждое новое назначение на более высокую ступень предполагает медленное и поэтапное увеличение ответственности и может быть осуществлено только на основе определенного кадрово-организационного опыта; не допускается перескакивание через несколько ступенек служебной лестницы. Эта модель предполагает также отсев некомпетентных, ленивых и «несбалансированных по характеру», т.е. неуживчивых лиц. Вместе с тем исключено подсиживание, нездоровая конкуренция на основе выпячивания собственных достоинств и т.д.

 

Широкое распространение в отношениях бюрократии с политикой и бизнесом является схема т.н. «железных треугольников».

Традиционный взгляд на схему «железных треугольников» заключается в том, что политики, положение которых зависит от сбора голосов избирателей, обращаются к бизнесу за финансовой поддержкой, в обмен на которую те оказывают давление на бюрократию с целью обеспечения спонсорских компаний государственными подрядами, а «родные» избирательные округа – масштабными общественными работами. Япония в этом отношении не является исключением, проявляя свою специфику лишь в морфологии и конкретном наполнении указанных взаимосвязей.

Так, рассматривая данный вопрос с позиций центральной административной власти, следует обратить внимание на то, что внутри правительства еще с 70-х гг. наметилось достаточно четкое разграничение между двумя группами ведомств.

Одна группа ведомств, получившая название «политических», сконцентрировала в своих руках основную часть общественных проектов и, таким образом, стала неотъемлемым элементом системы «железных треугольников». Сюда вошли министерства транспорта, строительства, сельского, лесного хозяйства и водного промысла, а также образования, сформировавшие прочные отношения с «депутатскими кланами».

В противоположность этой группе, в т.н. «экономические» ведомства вошли неспециализированные по узким отраслям экономики министерства и ведомства, сфера компетенции которых распространялась на макроэкономические области: министерство внешней торговли и промышленности, финансов, управление экономического планирования и проч. Для этих ведомств элемент связей с клановыми депутатскими группировками не приобрел такого значения, в то время как в гораздо лучшей степени проявилась важность контактов с руководством ЛДП и премьер-министром.

Что касается политической элиты, интегрированной в схему «железных треугольников», то ключевую роль в обеспечении взаимосвязей с бюрократией центральных ведомств и бизнес-сообществом играют т.н. «депутатские кланы» (дзоку), появившиеся еще в 60-е гг. как парламентские структуры для лоббирования правительственных решений, связанных с бюджетными ассигнованиями. Своего рода «брокеры» между правительством и частными компаниями, отстаивая интересы последних в процессе выработки правительственных решений в какой-либо узкой экономической сфере.

Наконец, последний элемент «железного треугольника» составляют различного рода бизнес-ассоциации, профсоюзные и профессиональные объединения и иные интегрирующие структуры деловых и общественных организаций. При этом с точки зрения отношений с правительством, можно условно выделить два основных типа структур:

 «Старые группы по интересам» составляют сформировавшиеся в 50-е гг. бизнес-объединения: Федерация экономических организаций Кэйданрэн (вопросы экономической политики государства в отношении крупного бизнеса), Федерация предпринимательских ассоциаций Никкэйрэн (вопросы найма и трудовых отношений), Японская торгово-промышленная палата Нихон сёко кайгисё (интересы мелкого и среднего бизнеса), Ассоциация корпоративных единомышленников Кэйдзай доюкай (проблемы долгосрочной важности для бизнес-сообщества). Тот факт, что подобные экономические группировки длительное время служили в качестве агентских структур для переговоров с правительством, в конечном счете явился важным фактором корпоративно-кланового характера японской экономической модели. Следует особенно подчеркнуть, что в послевоенный период центральная администрация всегда предпочитала иметь дело со структурами, достигшими с высокой степени институализации. Отдельные интересы частных компаний, как правило, проходили в рамках таких структур унификацию и, подвергшись модификации, выдвигались в адрес администрации виде некоего «усредненного интереса».

В 80-е и особенно в 90-е гг усилились процессы усложнения и диверсификации, появления новых групп и объединений с собственными корпоративными интересами. На арену общественной жизни вышло огромное количество неправительственных организаций, которые зачастую вступали в конфронтационные отношения с правительством по многим животрепещущим вопросам, например, по экологическим проблемам, вопросам социальной политики и проч.

В результате c начала 80-х гг. усилились процессы формирования «новых групп по интересам» (НГИ), под которыми понимаются профильные объединения бизнеса и профессиональные ассоциации, имеющие узкоспецифические интересы в отдельных отраслях (например, Федерация производителей пива, Ассоциация содействия распространению велосипедов и т.д.) и отличающиеся от СГИ по степени институализации и уровню диалога с администрацией. Добиваясь признания правительством своих интересов, данная группа выступила против сложившейся системы и начала добиваться иной правовой и управленческой среды: прекращения «государственного конвоирования» экономики, открытия информации, ликвидации многих регулирующих норм, обеспечения прозрачности и юридической корректности решений, принимаемых административной властью. Однако поскольку «новые группы по интересам», в отличие от «старых», не имели тесных неформальных контактов с правительством, они стали активнее апеллировать к политическому миру.

Общий принцип предпочтений при выборе методологии отстаивания своих интересов оставался неизменным: «старые», т.е. традиционные бизнес-группировки с широким охватом участников и ориентированные на некий «усредненный» интерес продолжали тяготеть к бюрократии, «новые» бизнес-структуры с узкопрофильными интересами – к политическим партиям.

Большое значение в системе взаимоотношений «политика – бюрократия» имеет представительство бюрократической элиты в парламенте. Фракция бывших бюрократов в депутатском корпусе ЛДП в течение всего послевоенного периода была одной из наиболее мощных, составляя в среднем около одной четвертой части депутатского корпуса ЛДП.

Комплекс взаимосвязей «политика – бюрократия» реализуется не только в виде кадровой подпитки политического мира отставными работников министерств и ведомств и неформального общения во внерабочее время (об этом уже отмечалось ранее), но и на системном уровне - в виде т.н. «двойного механизма» принятия решений, в рамках которого все политические решения, помимо легализованного канала «министерство – кабинет – парламент», проходят параллельное согласование в госаппарате и структурах правящей партии (секциях Совета по политическим вопросам ЛДП). Рамки

 

Реформы гос управления – Накасонэ, 1982.

1 – перестройка и сокращение административного аппарата

2 – отмена или смягчение бюрократического контроля  и регламентаций в сфере создания новых предприятий, контроля над иностранной валютой, банковского дела

3 – упразднение табачной и соляной монополии, денационализация государственных желензных дорог, телефонно-телеграфной корпорации (НТТ, Джапан Табако, JR).

В небольших масштабах по сравнению с Западом.

 

Коидзуми приватизирует почтовую службу.

 

О своем решению проводить политику независимости от бюрократии заявляет Хатояма. Создает совет по национальной стратегии для разработки бюджета. Раньше – Минфин путем многочисленных согласований  с отраслевыми министерствами и лоббистскими группами депутатов. Еще создает совет по административному обновлению – выявить финансовые ресурсы в структурах – ревизия всех программ, сокращение ассигнований.

Бесплатный хостинг uCoz