По Паскову: «ранний феодализм» = «раннее средневековье».

Государственная собственность на землю

+ надельная система крестьянского землепользования – конец 7 в.

+ становление «вотчинной» системы – 8 в. – середина  12 в.

После: переход феодализма в развитую стадию и обострение борьбы за власть.

 

Государство Рицурё: вторая половина 7 века, период Нара и начало периода Хэйан. «Государство, опирающееся на законы». Политический идеал централизованного государства. Образец – Танский Китай. Упадок – неспособность государства справиться с местничеством.

 

Асука: 592-710 (конец 6 в. – начало 8 в.) – от воцарения Суйко (резиденции в бассейне реки Асука) до переноса столицы в Нару.

К концу 7 в. в Японии сформировалось сильное государство централизованного типа.

Кризис: конфликт кровнородственной организации общества (удзи-кабанэ) и необходимости вводить территориальные принципы управления. Политическое противоборство знатных родов.

Причины реформ:

  • Неспособность соперничать с Танским Китаем. Пэкче и Когурё падают под ударами танско-силланской армии (правда, позже Силла подняла восстание против танского Китая)
  • Необходимость консолидации элиты для распространения власти.
  • Преодолеть одностороннюю ориентацию на поддержку со стороны клана Сога, что лишало правящий род многих сторонников
  • Привлекательность китайской модели централизованного государства
  • Желание продемонстрировать Китаю становление цивилизованного государства в Ямато.

 

Сога имели родственные отношения с правящим домом + ставили под контроль переселенцев из Китая и Кореи. При правлении Суйко власть держали ее племянник Сётоку-тайси и Сога-но-Умако. После кончины Суйко разыгралась борьба за престол: ливидировали сына Сётоку-тайси и внука  Сога-но-Умако. В итоге к власти пришел император Котоку (645), а род Сога утратил свои позиции.

 

603 – введена система 12 рангов чиновников. Однако кабанэ не были ликвидированы. Кабанэ были наследственными, а ранги присваивались индивидуально.

 

604 – Сётоку-тайси создает «Наставление из 17 статей». Общие принципы, на которых должна строиться жизнь государства. Правитель – единоличный суверен. Аристократия – чиновники. Народ выполняет волю государя. В основе – государственный ритуал.

 

Котоку впервые ввел девиз правления – «Тайка» (великие перемены).

646 – указ о реформах. Цель – крепкая государственность.

  • Упразднение частных владений. Государственная собственность на землю. Упразднялись кабанэ. Сановники получают дворы в кормление в виде натуральной ренты-налога.
  • Новая административно-территориальная система: провинции-уезды-деревни.
  • Надельная система землепользования.
  • Троякая система налогов: зерновой, ткани (или вата), трудовая повинность.

 

Составление подворного реестра и налоговой росписи.

Наделение землей казенно-обязанного населения (крестьян)

Раздача дворов в кормление служащим, принцам, конфуцианским ученым, буддийским храмам.

 

Аппарат управления:

Три министра – левый, правый и внутренний.

649 – создание министерств (8): церемоний, двора…

 

Отмена наследственной службы шла со скрипом. Местные органы управления фактически находились в руках местной знати. Император Тэмму (672-686): упорядочивание система удзи-кабанэ. 8 кабанэ. Формально между иерархией титулов и чиновничьими рангами зависимости не существовало, но де факто обладатели высших чиновничьих рангов  были потомками тех, кому Тэмму пожаловал высшие кабанэ. Реформа связана с выдвижением новой знати, поддержавшей будущего императора, в кровопролитной борьбе за престол после смерти императора Тэнти.

Тэмму начал процесс создания регулярных военных сил. 675 - Военное министерство. Воинская повинность: каждый 4 мужчина в крестьянской семье.

 

Система рицурё (яп. 律令制, りつりょうせい рицурё:-сэй, «система уголовного и гражданского права» или «правовая система») — политико-правовая и социально-экономическая система централизированного древнего японского государства VII—XI веков, которая базировалась на уголовном (яп. 律, рицу) и гражданском (яп. 令, рё:) праве, определённом древнеяпонскими кодексами Тайхо, Ёро и другими законодательными и подзаконными актами.

Кодекс Тайхо (яп. 大宝律令, Тайхо: рицурё, от японского Тайхо — «Великое сокровище», официальный девиз эпохи правления императора Мому (701—704 гг.) — японский феодальный кодекс от 701 года, в котором были обобщены и закреплены результаты реформ Тайка.

Кодекс составлен из 30 разделов. Задачей его являлось оформление и уточнение надельной и налоговой системы, прав и обязанностей чиновников, структуры государственного аппарата, взаимоотношения привилегированной аристократии и крестьянства, а также положение различных категорий рабов.

Любопытно, что составленные в 8 веке законодательные своды формально продолжали действовать до эпохи Мэйдзи, а все новые законы рассматривались как дополнение.

 

Реформы Котоку, Тэнти и Тэмму стали каркасом для будущих реформ, осуществляемых государями Момму и Камму.

 

 

Нара: 710-794.

Столица перенесена при императоре Гэммэй, задумывалась при Момму. Правление Момму было осквернено неприятностями (голод и болезни), прошлая столица мала. Хотели построить столицу по танскому образцу (Чанъань).

Население Японии в VIII веке составляло около 6 млн человек. Все японцы делились в период Нара на две главные категории: рёмин (яп. 良民, добрый люд) и сэммин (яп. 賎民, подлый люд). К первой категории относились чиновники (элита тогдашней Японии), свободные общинники и ремесленники. Категорию сэммин составляли охранники могил; преступники и их семьи, превращённые в государственных рабов; рабы, находившиеся в частном владении.

 

 

Реформы:

 

Государственное управление

 

Центральный уровень:

  • Император.
  • Дайдзекан – большой государственный совет. Орган исполнительной власти (реализует акты императора). У этого органа не было аналога в танском Китае, в период Нара он обладал огромными полномочиями. Внутри дадзёкана действовал гисэйкан (высший политический совет), куда входили наиболее именитые аристократические роды центральной части Японии.
  • 8 отраслевых министерств:

военное – военные стратегии

большой казны

церемоний – кадры, экзамены, ротация кадров

центральных дел – разработка указов и их реализация

наказаний – судебное ведомство (вся юридическая техника)

двора

гражданских дел

  • Дзингикан – палата небесных и земных божеств – орган по вопросам ритуалов. Мацури-гото – единая система ритуальной практики. Идеологическая функция. Чиновники имеют особые привилегии, помогают государю осуществлять коммуникацию с высшими силами.
  • Дандзетай – департамент исправления упущенного (палата цензоров): вопросы контроля, в том числе исправление и двухразовое уведомление императора (прямой доступ к императору).

Периферийный уровень:

  • Сайкайдо – остров Кюсю возглавлялся Дадзайфу – особое наместничество с чиновником, подчинявшимся непосредственно государю – недопущение вторжения с континента и правильное заимствование.
  • Провинциальные управы – во главе кокуси (провинциальное управление) или кокуфу (управа).
  • Уездные управления – гунга – управлял уездный начальник.

Разница – территориальный охват и способ назначения (провинциальные назначаются из центра - командируются, а уздные назначаются из местных). Провинции созданы искуственно, а уезды – исходя из традиций.

 

Контролирование чиновничьего аппарата

По японским законодательным кодексам VIII века все чиновники делились на столичных и провинциальных. Положение чиновника фиксировалось с помощью системы девяти рангов, которые, в свою очередь, дробились на старший и младший; ранг с четвёртого по девятый делился ещё и на верхнюю и нижнюю ступени. Чем более высоким местом в ранговой системе обладал чиновник, тем больше ему полагалось жалования, льгот и привилегий. Помимо ранга, чиновники занимали и определённые должности с конкретными функциями в административной системе.

Блага: откуп от наказаний, ранговое жалование, слуги. Но – ответственность! Контроль тотальный. Чиновник в теории служит государю 24 часа в сутки, нет разделения на рабочее время и досуг.

Институты, стимулирующие чиновников: система постоянного контроля. Постоянное писание отчетов – ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные работы.

Система аттестационных экзаменов раз в 4 года.

Система контролирования рабочего времени. Рабочий день с 5 утра и до 5 вечера. Неприбытие: тяжелая болезнь, командировка, смерть. Наказания в палках. Чиновники первых 5 рангов не подвергались. С 9 по 6 – били палками L от 10 до 100 ударов. Лишение жалования.

 

 Создание правильное морально-этического облика чиновника

Чиновник – высокоморальная личность. Не должен лгать, брать взятки. На первом месте – понятие долга!

 

Управление армией

792 – рекрутский набор отменил и ввели систему профессиональной армии (при государе Камму). Армия 3000 человек (ранее было 25000 рекрутов, но с ужасной боеспособностью) профессиональных воинов.

 

Реформа землепользования

См. сёэны.

 

Политическая борьба:

Особенностью периода Нара стало обострение борьбы между императорским домом, аристократическими родами (Фудзивара, Отомо, Татибана, Саэки, Тадзихи) и буддистской церковью за власть. Хотя формальным главой страны остался император, его реальное политическое влияние было ограничено. За господствующие позиции при дворе соперничали аристократы и буддистские монахи. В 729 году был принужден к самоубийству принц Нагая (он и его дети могли быть кандидатами на место престолонаследника), в 740 был подавлен мятеж Фудзивара-но Мороцугу, в 763 — мятеж всесильного Фудзивара-но Накамаро, который проиграл монаху Докё в борьбе за власть. В середине VIII века буддийские монахи во главе с Докё (фаворит императрицы Кокэн, пожелал стать императором) пытались организовать переворот и сместить правящую династию, однако вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский дом. Благодаря этому Фудзивара смогли поставлять японскому монарху жён, и, тем самым, контролировать престол и власть в стране.

Попытки императора Камму возвратить ведущую роль японских монархов в политике потерпели неудачу. Желая вырваться из-под опеки буддистских монастырей, которые плотно обступали столицу Нара, император приказал в 784 году построить новую столицу в городе Нагаока-кё. Однако в связи с затягиванием строительства интригами аристократии и природными катаклизмами, план переноса столицы в Нагаока провалился. В 794 году Камму удалось перенести столицу в город Хэйан (современный Киото), но её строительство сильно ударило по императорской казне. Оставшись без финансовой поддержки, император ослаб, а вместо него реальная власть оказалась в руках аристократического рода Фудзивара.

 

 

Хейан: 794-1185 год.

Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие.

Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан-кё (современный Киото) и завершается морской битвой при Дан-но-ура (15 апреля 1185 года), в которой дом Минамото разгромил дом Тайра.

См. коммендационный тип сёэна.

 

Основные принципы китайской политической и социально-экономической модели плохо прижились в Японии. При восприятии китайских образцов осуществлялся жёсткий отбор. Изначально не была принята японцами китайская концепция «мандата неба», предусматривавшая возможность смены неправедной династии. Но даже многие отобранные идеи подверглись переосмыслению или были отброшены. Строго централизованное государство по китайской модели уже в период Нара претерпело глубокие изменения, а в эпоху Хэйан фактически перестало существовать в прежнем виде. Это однако вовсе не означало исчезновения единого государства.

Бесплатный хостинг uCoz