В Европе – эпоха феодальной раздробленности, разделявшая античность и новое время (период дефеодализации). Модификация: «рабовладение – феодализм – капитализм». Средневековье – синоним феодализма.

Феодализм - тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов: феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная иерархия.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров.

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Восточный мир не вписывается в схему. Тем не менее:

  • Ученые настойчиво пытаются это сделать силой.
  • Отношения, сложившиеся в постантичной варварской Европе, близки к командно-административной структуре Востока (особенно на начальном этапе + в периоды политической децентрализации). Например, феод (наследственное владение аристократа-вассала правителя) похож на раннечжоуский удел в Китае.

Поэтому говорят о феодализме (средневековье) на Востоке. Однако, германцы восприняли часть античного наследия и жили в синтезе классической античной и варварской германской (восточной по типу) структур. Элементы гражданского общества в городах. Последующее возрождение. Кроме того, в Европе не было восточных циклов.

На Востоке «феодализм» лишь временами выходил то в одном, то в другом регионе на передний план.

В средневековой Европе господствующий класс частных собственников (феодалы) эксплуатировал труд зависимого от него крестьянина, причем государство опиралось на этот класс и объективно выражало его волю. В неевропейских обществах, включая и средневековые, все обстояло иначе: выполняющее функции господствующего класса государство в лице причастных к власти во главе с правителем жило за счет ренты-налога с землевладельцев, прежде всего с производителей-крестьян. Феодалов как отделенного от государства господствующего класса здесь никогда не было, как не было и феодального землепользования, феодального землевладения, феодальной частной собственности.

Древность и средневековье для Востока были периодами существования в рамках одной и той же традиционной структуры. Тем не менее, восточное общество тоже развивалось (переход на уровень империй, институционализация власти), а история традиционного востока слишком велика, чтобы обходиться без периодизации. Можно попытаться найти некий, структурную грань в развитии, но для каждого региона она будет разная.

 

Феодализм в Европе: ранний 7-8, формирование 9 век.

 

По Паскову: «ранний феодализм» = «раннее средневековье».

Государственная собственность на землю

+ надельная система крестьянского землепользования – конец 7 в.

+ становление «вотчинной» системы – 8 в. – середина  12 в.

После: переход феодализма в развитую стадию и обострение борьбы за власть.

Полноценный с конца 12 (Камакура, роды-бусси выходят на 1 план) до второй половины 19.

 

Европейцы подошли к изучению Японии со своими понятиями, и они якобы идеально подошли, поэтому концепция феодализма в Японии была так живуча.

 

Точка зрения:

封建制 ほうけんせい – феодализм. Система общественных отношений, основанная на крупном частном землевладении. Китайская модель периода Чжоу.

Период Восточное Чжоу разделяется на два периода:

Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII—V вв. до н. э.);

Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III вв. до н. э.).

В период Восточного Чжоу власть центрального правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства.

 

История японского феодализма

Феодализм – классический сформировался в 11-12 веке. Распад ранней формы – государства рицу-рё (строй Танской империи). События накануне напоминало Европу – упадок центральной власти, разъединение широких племенных групп. Схожие черты Я и Е. Я феодализм развивался дольше – до начала 17 века. Там он сменился более централизованным порядком, но в нем остались характерные черты феодализма – Токугавский развитой феодализм. Ученые пишут об этом, чтобы объяснить успех экономической модернизации. Ярко выраженные черты: вассально-ленные отношения (лестница, права на землю как компенсация за военную службу), военные группы как главное сословия, крупные частные землевладения. Европейские термины применимы к японской истории – манор, коммендация. Отличительные черты – контрактные отношения слабее, чем в Европе. Дистанция между верхними князьями и самураями была достаточно велика. Не было политических институтов, где вассалы могли свои функции передавать (репрезентативные функции). 1215 – Великая Хартия Вольностей (Магна Карта). Иоанн Безземельный. Первый договор между королем и баронами. Дворянство может быть наказано только по решению суда и в соответствии с законом. В дальнейшем привело к появлению суда присяжных. А в Японии ничего такого не было. Дистанция между высшим самурайством и крестьянами. В Токугава система была более централизованна, близка к Англии. В Японии центральная власть была разделена между императором и сёгуном. В Японии структура отношений между властью и статусом отличалась от Европы…

 Не феодализм, а аграрное общество. Далее: индустриальное и постиндустриальное. Я переходит в 80-е годы. Сфера услуг, вымывание промышленности, перенос ее в другие страны. Информационное. Неравномерность развития. Сейчас Китай переходит к постиндустриальному обществу, что же будет? Заменяют коммунистические догмы конфуцианскими.

 

 

История сёэнов

 

Хандэн (надельная система).

90 % населения нарской Японии составляли свободные крестьяне. Вся земля изначально была объявлена государственной собственностью. Все поля общегосударственного земельного фонда делились на непосредственно находящиеся в государственной собственности и переданные в частное пользование (наградные поля чиновников, участки крестьян, поднятая новь и другие). Заимствованная из Китая надельная система землепользования – хандэн.

Крестьяне становятся собственниками урожая с земли, а не земли. Долг – собрать урожай и предоставить норму налогов. По кодексу Тайхорё, с 6 летнего до 60 летнего возраста крестьянин получает надел, после – под опеку общины. Размер для взрослого мужчины – 2 тана земли (0,24 га).

Позже землю стали раздавать не конкретным лицам, а общине (посчитав общее количество людей).

Каждые 6 лет – передел подушного надела. Чтобы не прирастал к рукам.

Надел должен был выдаваться единым куском, но земель в Японии мало (в Китае, откуда заимствовали, много) + она перемежается с землей императора и чиновников. В итоге: надел с прирезками. Зачастую обрезки просто бросали.

Для увеличения доходов государство стимулировало разработку целинных земель, которые указом 723 года обещало отдать на три поколения в частную собственность тем, кто их поднял, создав при этом новую ирригационную систему (кондэн). Однако уже в 743 году вышел указ, вводивший правило «вечного частного владения освоенной целиной», отменивший закон 723 года «три поколения — одна жизнь».

749 – указ о передаче разработанных земель в собственность храмов. Правительство помогает храмам искать эти земли, в особенности Тодайдзи. Нужно для развития. Возделывать по сотке в разных частях земли не так-то просто, поэтому одобрение Правительства было важно.

Этим сразу воспользовались знатные роды и влиятельные буддистские монастыри, которые создали на необработанных землях мощную экономическую базу. Появление частного сектора, который государство не контролировало, ослабило позиции центральной власти. При этом государство пыталось без особого успеха бороться с ростом частных вотчин. В 765 году был издан указ, запрещавший знати использовать в своих частных владениях принудительный крестьянский труд. Работая на аристократов, крестьяне меньше времени уделяли обработке своих наделов, что уменьшало налоговые поступления в казну. Но уже в 772 году этот указ был аннулирован. Создание частного землевладения стало важнейшим, хотя и не единственным фактором, который привел к трансформации «рицурё кокка». Вместе с тем, появление первых сёэн не привело к дезорганизации японского государства или его распаду.

 

 

Сёэны.

В середине VIII века появляется важный экономический институт — поместья сёэн (яп. 荘園 сё:эн), которые с упадком государственного хозяйства постепенно становятся частными владениями аристократов и храмов. Распад хандэн, который вероятно реально функционировал только в районе Кинай. Налаживание экономической системы привело к самодостаточности региональных администраций.

 

Ранние сёин = сёки сёин:

  • Государство жаловало монастырям и храмам лесные массивы. Освобождение от налогов.
  • Земли аристократов и чиновников. Платят налоги.
  • Новь. Платят налоги.

 

Особенности ранних сёэн:

  • Собственность на землю, а не урожай.
  • Земли располагаются компактно.
  • Владелец непосредственно управляет сёэном (не развита иерархия).
  • Нет полного налогового иммунитета.

 

Отношения внутри раннего сёэна:

  • Тато – крестьянин, обрабатывающий землю.
  • Мёсю – зажиточный крестьянин. Следит за обработкой полей и собирает налог.
  • Дого – основатели крепких хозяйств, из которых зачастую складывались владельцы сёэнов.
  • Верхний уровень: монастырь, аристократ, дого – владелец земли.

 

Коммендационный тип сёэна.

Начало 10 века. Кисин тикэй. Мелким собственникам (рёсю) противостоит местная знать, вынуждены искать покровителя-патрона (хонке). Рёсю коммендировали права собственности знатному аристократу или религиозному учреждению в столице, сохраняя за собой права непосредственного управления. Земли твои, но он осуществляет юридическую защиту. Патроном могли стать чиновник среднего / высокого ранга, придворные аристократы, буддистские храмы, синтоистские святилища, местная знать.

10 век – была очередь за хонке, а к концу 11 века – чиновники стали искать себе дойную корову.

Существовала жесткая структура внутри сёена:

  • Хонке. Обязанности хонке – юридическая защита земель. В случае конфронтации можно обратиться к хонке. Плюс физическая защита. Создавались охранные отряды из самураев, полицейских отрядов или наемников. На местах создавалась аппарат, которому делегировалась часть полномочий хонке – мандокоро. Им заведовал чиновник рёкё. Члены аппарата жили непосредственно на территории сёнена и следили за процессами: урожай, налоги, конфликты и т.п. Каждый год хонке получал доходы от сёена. В договоре указывался процент (налог с урожая), подробно описывалась территория сёена, отмечались риски.
  • Рёсю.
  • Мёсю.
  • Крестьяне.

 

Сёэн коммендационного типа не представлял собой компактного владения!

Налоги?

 

В конце 11 века периферия укреплялась и отношения с хонке переходили на новый уровень. Усиление отдельных сёенов + корпорации сильных сёенов. Необходимость искать поддержку в столице отпадала. Могли сами содержать отряды. Теперь хонке стал более заинтересовал чем сёен. Хонке становились в очередь «на кормежку».

 

Камакура (1185-1333) :

2 параллельных системы в Камакуре – частное и общественное землепользование.

В XII веке рост крупного частного землевладения вызвал упадок политического веса Императора, которого притесняли аристократы и буддийские монастыри. Кризис центральной власти способствовал усилению региональной знати и появлению самураев. В конце XII века последние смогли создать своё собственное правительство, Камакурский сёгунат, который нарушил право неприкосновенности частной собственности и назначил своих смотрителей дзито осуществлять контроль за делами сёэнов. Конфликты между дзито и рёсю относительно сбора и дележа налогов. В итоге, сборщиками налогов стали дзито. Они собирали фиксированный налог (в каждом сёэне разный) и делили его с владельцами сёэн.

 

Муромати (1392-1568) и феодальная раздробленность:

Муромати – эволюция к феодальному землепользованию.

Постоянное вмешательство самураев в дела частных имений, а также развитие торговли и городов, стали причинами постепенного упадка сёэнов. Самыми крупными землевладельцами стали военные управители сюго и сборщики налогов дзито. Они постепенно превращались в феодальных владетелей – сюго даймё. Сёэн превращался в крупное феодально-княжеское владение вотчинного типа. Как правило, они имело компактный земельный массив. Для сохранения своего положения в столице сюго даймё строили там свои резиденции. С начала 15 в. фактически сложилась система заложничества.

Особенный удар по ним нанесли Война годов Онин (1467—1477) и «эпоха воюющих провинций», когда большинство провинциальных земель аристократов, монастырей и святилищ столицы были захвачены провинциальными феодалами, контролировавшими власть на местах.

Конец частному землевладению в форме сёэнов положил земельный кадастр 1580—1590-х годов, проведённый силами объединителя Японии Тоётоми Хидэёси. Земля была передана в собственность тех, кто её обрабатывает. Другая система.

Период Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай, «Эпоха воюющих провинций) — период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века. Начался потерей сёгунами династии Асикага контроля над страной, что привело к децентрализации государственной власти («смута годов Онин» в 1467—1477 годах) и завершился установлением сёгуната Токугава (1603). Часто другой датой начала периода считают 1493 г., год смерти Хатакэяма Масанага.

Вместе с тем многие исследователи выделяют особый период японской истории — период Адзути-Момояма (яп. 安土桃山時代), совпадающий с периодом пребывания у власти Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Нет единой точки зрения и относительно датировок этой эпохи (вариант — 1573—1603). 

 

Бесплатный хостинг uCoz