Формирование самурайства

Самураи – профессиональные военные, которые передавали свои знания потомкам внутри родов в доиндустриальной Японии. Первоначально (до 12 века) это было скорее социальная группа, нежели сословие, поскольку не существовало общей идеологии. Также понимают: военно-феодальное сословие мелких дворян.

«Сабурау» = служить. Не просто воины-рыцари (буси), но телохранители и слуги. Самое раннее упоминание – Кокин Вакасю (1 императорская антология, 922).

Причины возникновения:

Политическая (внешняя и внутренняя политика).

  • Внешняя – защита Я от внешних врагов (Китай, Корея и пираты оттуда же). К началу 10 века сложилось мнение, что Я – очень слабое государство, на территории которого корейские пираты чувствуют себя вольготно.
  • Внутренняя – борьба с разбойниками, борьба со смутами (на раннем этапе). Способствовала организация системы налогообложения.

Экономическая причина – защита земельных владений. На территориях создавались условия – выделялся надел и дом для самурая взамен его службы: объезжать земли и защищать от набегов. Провинциальная знать: защита от соседей и нападение на них – причина возникновения самураев. К 9 веку число военных специалистов среди провинции увеличилась – военные навыки давали возможность карьеры. Зажиточные крестьяне позволяли себе военные тренировки. 9 век: частные охранные отряды для защиты (губернаторы и землевладельцы) и отряды, занимающиеся грабежами. Служба военных у частных лиц – стали называть себя самураями (самурау – сопровождать, служить). К 10 век частные отряды стали все больше. Главы отрядов образовали частные военные сети. Но победили вертикальные, а не горизонтальные отношения. Иерархия. Подчинение лидерам рода: Тайра, Минамото. Самурайские дома – военные объединения, все больший вес.

 

Психологическая причина (сложно доказуема). По мнению японских специалистов существовала неудовлетворенность военных концепциями, существовавшими среди чиновничества. Военные понимали свою профессию многопланово и строили военные стратегии на своем опыте и заимствованиях из Китая. Чиновники верили, что одного гнева императора достаточно для победы над врагом, какой смысл в военной стратегии? Кроме того, военная конфронтация – соревнование добродетелей (кто добродетельнее, тот и победит). Законы ведения войны с хитростями и приемами  - ущемление собственной добродетели (нужно предупреждать противника и т.п.). Изначально воин – потомственный аристократ, в бою должен дать преимущество противнику – это благородно! Конфронтация между чиновниками и военными.

Другая проблема – военные на местах подчиняются гражданским чиновникам и ничего не могут им противопоставить. Только впоследствии в конце 10 века появляются права у военных командиров.

 

Факты:

К началу 9 в. северо-восточная часть острова Хонсю оставалась вне контроля Ямато. Население – эмиси. В результате военных походов Ямато присоединило провинции Муцу и Дэва. Лояльные эмиси получили должности в местной администрации и были привлечены к охране территорий. Боевые кавалерийские отряды. Роды: Абэ, Киёхара.

В X—XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

На тот момент существовала двухступенчатая система организации вооруженных сил: столичная гвардия (заменена на полицейское управление) и провинциальные отряды. Также существовали военные отряды аристократических домов. Для всех общее правило: выступать только после получения императорского указа.

10 в. – выдвижение Тайра и Минамото.

Дом Минамото активно использовался для подавления восстаний в Муцу и др. Минамото-но-Ёриёси получил полномочия собирать военные отряды без предварительного обращения к императору. Уникальность: Ёриёси и его окружение никогда не служило в дворцовой страже, он просто был известным войном. Ёриёси требовал награды для своих сподвижников – близко к исполнению обязанностей сюзерена. В награду Ёриёси был назначен управителем Муцу и других провинций.

Дом Тайра – сильнейший в западной Японии. Участвовал в усмирении пиратов и монахов монастыря Кофукудзи.Тайра-но-Киёмори.

1159-1960 – Хэйдзи-но-ран. Столкновение Тайра и Минамото. Победа Тайра. Киёмори занимает пост главного министра (дадзё айдзин). Получает в дар 4 провинции (7). Вассалы по всей Японии. В основе отношений – обеспечение службой в столице: браки с аристократами, должности, земли в кормпление, патрон.

Мечта Киёмори стать сэссё. Вынудил императора Госирокава удочерить свою дочь, та вышла замуж за наследника трона, стала императрицей и родила сына – будущего императора Антоку. Киёмори стал сэссё. Минамото и боковой дом Фудзивара считали Тайро своим главным врагом и копят силы и восточной части Японии. Авторитет Тайро подорван даже среди ближайшего окружения. Самурай обаристократился.

1177-1185 – смута Гэмпэй – междоусобная война Тайра и Минамото. Началась с заговора против Киёмори отрекшегося императора Госиракава и Фудзивара Мотофуса. В 1179 войска Тайра входят в Хэйан, заговорщики сосланы.Госирокава обращается за помощью к Минамото Ёритомо.

Одновременно род Тайра ослабляют конфликты с монахами Нара, голод и эпидемия чумы.

1185 – битва у Данноура. Победа Минамото. Императрица с Антоку утонули.

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333).

Идеология самурайства

Бусидо (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и нормы «истинного», «идеального» воина.

Источники 11 века – начался процесс формирования кодекса поведения. 2 компонента: безукоризненное владение воинским искусством + этикетная сторона вопроса.

Сисаругаки (произведение 11 века): идеальный воин – путь воина, благословенный небесами. Не испытывает стыда, спасаясь бегством от более сильных врагов J Воин равный 1000. Ему подходит имя «великий воин страны».

Критерии эволюционируют, но постоянно вклиниваются процессы, мешающие этому делу.

11-14 века – реальные боевые действия, какая идеализация? Главное – выжить!

1192 г – объединение страны под властью Камакура. Волнения.

Начало 11 века – столкновения между домами.

Конец 13 века – монгольские нашествия.

Только к концу 18 века в мирное время был окончательно сформирован Путь Воина – были суммированы все качества. Кодекс Бусидо – идеализация война, социальная утопия. Только в мирное время появилось время и возможность теоретизировать.

5 выдающихся качеств впервые присутствуют в произведениях начала 18 века и позже в Хагакуре (Сокрытое в листве; 2 половина 18 века).

-         мужество

-         вежливость

-         верность

-         правдивость

-         простота

Равновеликие качества – горин – 5 колец.

 

При правлении Токугавы Иэясу было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах.. И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

 

Ишшекенмей – «один поек жертвовать жизнью» - служит за поек риса. Плата за предъявленные головы (самураи несли мешки с головами).

Изменения в представлениях о чести и достоинстве.

1085 – воин не дает вытащить стрелу из глаза, высокие понятия о чести

1180 – битва на реке Удзи – воин прикинулся слабым и пытался оказаться 1 на берегу реки (нужно выжить и получить призы!). Честь и мораль отходит на 2 план.

 

Конец 13 столетия: 3 жизненных фактора

 

Структура.

Самурайские дружины руководились выкопоставленным чиновником, который сам происходил из самураев и был войином (облегчало взаимодействие с властями, но усложняло с гражданскими чиновниками).

Система регионального управления – система провинциальных управ.

1108 – самурайское восстание в  провинции Муцу. Недовольство самураев гражданскими чиновниками.

 

1156 – Хоген но ран – мятеж годов Хоген. Снача умер государь Коное. Во главе остается престарелый экс-государь Тоба, но он тоже умирает. Конфликт между потомками. Император Сутоку, тоже умирает. Появилось 2 партии - за экс-государя Сутоку и «Госирокава».  Знатные дома разделились. 2 итога Хоген но Ран:

Хоген положил конец эпохе Хейан!

Существующие моральные стандарты не работают!

Госирокава пишет письма во все провинции: все самураи должны явиться под знамена Госирокава, если будет необходимость. Никакая другая форма подчинения недопустима. Нельзя собираться самураям в группы более 10 человек.

Битва за дворец, партия Госирокава победила. Партия Сутоку понесла тяжелые наказания.

Впоследствии Госирокава отрекся от престола, но требовал подчинения нового государя и сталкивал лбами знатные дома. 

Бесплатный хостинг uCoz