Сёгунат Муромати (1338—1573) — самурайское правительство во главе с сёгунами из рода Асикага. По имени этого рода он также известен как сёгунат Асикага (яп. 足利幕府 — асикага бакуфу). Время правления сегунов Асикага называют периодом Муромати, по названию района Муромати в городе Киото, в котором располагалась правительственная резиденция.

 

Основателем этого сёгуната является Асикага Такаудзи, который помог императору свергнуть предыдущее самурайское правительство в Камакура. Новые сёгуны постепенно лишили императорский двор прежних полномочий и к концу XIV века исчез дуализм в системе управления периода Камакура, когда бакуфу делило власть с тэнно и кугэ (придворной знатью). Самым могущественным сёгуном династии по праву считается Асикага Ёсимицу. Власть на местах контролировали назначенные правительством сюго (военные губернаторы) или местная знать, которые впоследствии переросли в фактически независимых военных правителей даймё. Усиление центробежных тенденций привело к началу междоусобицы в стране — периода «воюющих провинций». В августе 1573 года один из региональных даймё, Ода Нобунага, выгнал последнего 15-го сегуна Асикага Ёсиаки из столицы, чем положил конец существованию сёгуната. В 1588 году Ёсиаки официально отказался от титула сёгуна.

 

1336-1392 – Намбокутё дзидай – «период южного и северного дворов».

После распада государства рицурё прежняя элита не была уничтожена, и это создавало предпосылки для ее возвращения к власти.

 

В 14 веке, с упадком сёгуната Камакура, род Ходзё взял курс на централизацию управления, что вызвало недовольство самурайства в регионах. Этим воспользовался император Го-Дайго, который поднял восстание против камакурского правительства, но потерпел поражение и был сослан на острова Оки. Когда в 1333 году Император Го-Дайго сбежал из ссылки, на его сторону перешла региональная знать. Один из её лидеров, Асикага Такаудзи, ликвидировал органы власти сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, атаковал Камакуру и уничтожил сам сёгунат вместе с родом Ходзё.             

После возвращения императора Го-Дайго в столицу была начата так называемая реставрация Кэмму, в ходе которой планировалось возродить древние монархические порядки и сформировать новое правительство из придворных аристократов и военной знати. Однако на практике императорские реформы улучшали жизнь только придворных и оставляли нерешёнными проблемы самурайства. Самураи не получили должного вознаграждения. Асикага Такаудзи не получил титула «сэйи тайсёгун».

Тогда он возглавил недовольных самураев и восстал против правительства «реставраторов». В 1336 году он захватил Киото, посадил в нём нового императора (Комё) и провозгласил основание собственного сёгуната в столице. Между тем, предыдущий император Го-Дайго сбежал на юг, в район Ёсино, где провозгласил повстанцев «врагами трона» и создал своё ​​отдельное императорское правительство. Таким образом, оформился раскол императорского двора, и в стране началась гражданская война, период двух династий: северной в Киото и южной в Ёсино.

1392 – насильственное объединение императорского дома по настоянию сёгуна Ёсимицу.

Попытка ввести поочередное правление. Асикага поддерживали северных. Все государи – из северного дома. Он стал преобладающий. Южный дом – крайне нежелательные претенденты на престол.

 

Политико-административное устройство:

Сёгун

Де факто глава государства. Легитимнсоть его деятельности обеспечивал император, сам находившийся под контролем сёгуна. Сёгун наказывает и награждает, организует сбор налогов, контролирует последовательность престолонаследия, разбирает конфликты, осуществляет внешние сношения.

 

Уход с политической сцены аристократов. Утверждение воинов-букэ.

1336 – Кэмму сикимоку – политический манифест новой власти.

Сохранение институтов Камакура-бакуфу:

  • Самурай докоро – военные и полицейские функции.
  • Монтюдзё - юридическое ведомство
  • Мандокоро – общеадминистративные вопросы

Институт сиккэна перестает существовать.

 

Восстановление централизованного управления страной было затруднено. Сепаратистиские тенденции.

 

Сюго

Расширение полномочий. Добавление судебных и фискальных функций. Исполнение указаний бакуфу по конфискации и перераспределению владений. Сюго полностью заменяют кокуси (провинциальных управленцев времен рицурё).

Распространение системы управления на весь японский архипелаг. Ранее действовала практически только в районе Кинай. Регион Канто тяготеет к самостоятельности, туда назначен Канто канрэй – правитель Канто. Однако тенденции к самостоятельности сильны, создаются органы управления, аналогичные столичным.  Кюсю и юго-запад Хонсю находятся под сильным влиянием Южного Двора. Назначение сюго их местных знатных родов – признание их власти.

Сюго стремились получить максимальную самостоятельность. Введена обязанность сюго центральных провинций проживать в столице. Сюго провинции Канто проживают в Камакуре. Прообраз системы заложничества «санкин котай». На время отсутствия сюго в провинции действует сюгодай (исполняющие обязанности). Сюго постепенно теряют контроль над провинциями, а сюгодай укрепляют свое положение.

Подчинение всех сюго: дом Ямана, дом Оути и др. Переговоры и устрашение. К 10-м годам 15 в. Асикага Ёсимицу (3 сёгун из рода Асикага) сумел взять под контроль практически всю страну.

Дом Ямано монополизировал торговлю с Китаем и Кореей. Представителю дома Ямано предложено соглашение – отдавать 60 процентов дому Асикага, а тот дарует ему подкантрольную самостоятельность. Чиновники контролируют территорию с точки зрения укрывательства и также процесс наследования в доме. Асикага осуществляет юридическую защиту дома Ямано. Ямано Удзикиё отказывается. Сражение. Ямано Удзикиё погиб, наследник зарезан.

 

Канрэй

Новая должность – вице-сёгун – второе лицо по значению после сёгуна. Обеспечивает отношения между сюго (будучи главой совета сюго) и сёгуном.

Административная, судебная, военная власть. Право казнить смутьянов и начинать военные действия. Вопросы контролирования буддийской церкви.

Роды, которые допускались к занятию должности: Хосакава, Сиба и Хатакэяма. Они получили название «Санкан» - 3 канрэй. Опора власти второго бакуфу.

Первый канрей - Хосокава Ёриюки при Асикага Ёсимицу. Выработал систему подконтрольности даймё. Организовал постоянную занятость даймё. В течение года даймё должны находиться на территории резиденции сёгуна. Плюсы: близко (всегда можно осуществлять меры воздействия), нужно соответствовать своему статусу и тратить на это ресурсы (строить дом, поддерживать имидж вместо того, чтобы тратить их на заговоры). Увеличил штат полицейских: одни действуют легально и их нельзя не пустить в закрома + тайная полиция. Даже представители свиты могли состоять в тайной полиции – стучали на собственного хозяина.

 

К 15 в. внутри властных структур почти исчезают связи по материнской линии. На смену им приходят вассальные и брачные связи.

 

Буддийская церковь

Расцвет Риндзай дзэн. Госан («пять гор» или «пять монастырей»).

3 уровня:

  • Высший (Камакура и Киото)
  • Средний
  • Низший (монастыри всех провинций)

Единая организационная структура, устав. Подконтрольны законам бакуфу. Покровительство Асикага. Центр знания и образованности.

 

Монастыри старых буддийских школ тесно связаны с императорским двором и аристократами.

 

Вражда между буддийскими школами. Необходима система подчинения храмов. Долг монахов – служить государству, государю и сёгуну. Меры контроля над монахами:

  1. Система ранговой иерархии. Ранги и должности, а также экономические и юридические привилегия (ранговые и должностные поля). Система государственной подотчетности. Ежемесячные отчеты.
  2. Контроль через местную провинциальную управу. Сюго.
  3. Дзен-рицу-гата – специальный департамент. Контролирует школы Дзен и Рицу. Впоследствии влияние распространилось на все школы. Огромная компетенция:
  • Вели все судебные дела (потасовки между монахами).
  • Следили за точностью соблюдения устава.
  • Контролировали выбор настоятелей храмов.
  • Участвовали в аттестациях монахов.
  • Участвовали в монастырской цензуре.

 

1379 – регистр для монахов – учреждения, обязанное предоставлять все сведения о передвижениях и настроениях монахов сёгуну.

Личный контроль со стороны Канрея. Инспекционные поездки. Три момента: участие храмов в саке-делание, в системе дискуссий с представителями других храмов + недопустимость развития в составе храмов несвойственных им департаментов.

 

 

Проблема пиратства.

Вако – японский пират. Пираты воспринимались как сверхъестественные существа. Пираты уничтожали целые порты. Пиратство – угроза геополитическим и торговым отношениям.

Вако маневренные + хорошо знают береговую линию + у вако были глаза и уши в официальных департаментах. Вако достигли максимум успеха при первых императорах династии Мин.

Сиба Ёсимаса (1379-1397) – 2 канрей. Решил улучшить отношения с Китаем и Кореей. Система мер:

  • вступить с пиратами в соглашение о том, что ряд территорий они не трогают
  • создавать оборонительные сооружения. Опыт китайцев, строительство прибрежных крепостей.
  • прямой контакт – вынуждать на бой. Выяснилось, что количество японских кораблей (150), уступают количеству пиратских кораблей (флотилии до 800 кораблей).

 

Асикага Ёсинори – попытка переориентировать базы вако в другом направлении. Базы вако переделывались в торговые фактории. Вако нравилось, что на торговцев государство не нападает. Порой занимались нелегальном бизнесом :Р

Также вако информировали Японию о делах, происходящих за рубежом. Стратегическое значение. Реагирование. Япония лучше знает соседний мир, чем соседний мир о Японии. Япония узнала о христианах и их огнестрельном оружии.

 

Распад системы сёэн

Постоянное вмешательство самураев в дела частных имений, а также развитие торговли и городов, стали причинами постепенного упадка сёэнов. Самыми крупными землевладельцами стали военные управители сюго и сборщики налогов дзито. Они постепенно превращались в феодальных владетелей – сюго даймё. Сёэн превращался в крупное феодально-княжеское владение вотчинного типа. Как правило, они имело компактный земельный массив. Для сохранения своего положения в столице сюго даймё строили там свои резиденции. С начала 15 в. фактически сложилась система заложничества.

Вынужденное отсутствие сюго даймё в провинциях позволили укрепляться их вассалам дзито и осевшим на землю самураям – их стали именовать кокудзин (провинциалы). Конфликты сюго даймё и кокудзин. Лиги кокудзин икки. Сёгунские власти поддерживают их, стараясь не допустить усиления сюго даймё.

Королевство Оути (в Ямагути) – пример крупного феодального владения.

Особенный удар по сёэнам нанесли Война годов Онин (1467—1477) и «эпоха воюющих провинций», когда большинство провинциальных земель аристократов, монастырей и святилищ столицы были захвачены провинциальными феодалами, контролировавшими власть на местах.

 

1467-1573 – сэнгоку дзидай, эпоха воюющих провинций. Столетний период феодальных войн.

Начало ему положила смута годов Онин – Онин-но ан (1467-1477). Вызвана соперничеством претендентов на власть внутри дома сёгуна. Два лагеря: западный и восточный. Западную армию возглавил Ямана Содзэн, а после его смерти – Оути Масахиро. Восточную армию возглавлял Хосокава Кацумото. Война полностью разрушила Киото, население в панике бежало. Киото утратил позицию политического центра.

 

15-16 вв. – эпоха крестьянских и народных движений.

 

Становление сельской общины нового типа в центре Хонсю. Развитые земли, производство на рынок. Новая община – инициативная, с коллективной ответственностью. Выступают с требованиями: отмена кабальных долговых обязательств, списание долгов, отмена чрезвычайных налогов.

 

Община могла минимизировать последствия катаклизмов. Склады с продуктами. Меры борьбы со стихийными бедствиями. Пожарные дружины.

Общинное самоуправление. Иерархия. Ёриай – общинное собрание – вся полнота власти. Решения на сходах – обязательный характер. Руководство текущими делами – узкий круг лиц – авторитет (определяется степенью мудростью). Отона – тосиёри – самые старые и мудрые.

Окибуми – писанный документ – регулирование отношений в общине. Чем больше самостоятельности у общины – тем больше регламентация. Штрафы.

 

Функции общины:

  • Судебно-полицейские
  • Регулирование трудовых повинностей
  • Сбор податей

Гонингуми – система 5 дворов – практика совместного проживания общинников - защитный механим внутри общины времен Токугава. Информирование властей, если чужак пытается проникнуть в систему.

 Самураи шантажируют крестьян (нет платы – нет защита). Слишком большая инициативность крестьянКрестьяне вилами прогнали самураев. Пришли дружины и сожгли их. Главу общины надо лишить полицейско-судебных функций, ведь вопросы судопроизводства – компетенция даймё.

Конец 16 века – самоуправление начинало уменьшаться. Жесткий контроль даймё. Крестьянские объединения мешали образованию сильной власти даймё. Разделение деревни – ответная реакция даймё. Меры на уменьшение самостоятельности. Исключена возможность антиправительственных выступлений. Дайме пытались поставить общины на колени. С таким итогом общины и подошли к моменту объединения страны.

 

Самое сильное выступление – создание «республики Ямасиро» в 1467 году. Народное управление.

С конца 15 в. – движение, возглавляемое сектой Икко – Икко икки. Учение Дзёдо синсю – простота и доступность, труд – важнейшая ценность. Сначала крестьяне, позже добавились самураи. Милитаризация секты. Сожгли Кофукудзи в Наре. Столкновение с Ода Нобунага. Токугава Иэясу распустил все организации приверженцев и разрушил все культовые постройки.

Традиционные формы социального протеста – «коллективный побег» деревень под покровительство местных божеств, иногда символический. Петиции с требованиями.

Бесплатный хостинг uCoz