Сакоку (яп. 鎖国, буквально, «страна на замке»), также изоляция Японии — внешняя политика самоизоляции Японии от внешнего мира, которая была введена после восстания христиан в Симабаре и проводилась сёгунами из рода Токугава в течение двух столетий, с 1639 по 1853 годы.

В середине XVI века на японских островах завязалась оживлённая торговля с европейцами. В 1542 году там появились португальцы, а в 1580-м — испанцы. В Японию европейские купцы, пираты и миссионеры привозили изделия из Китая (главным образом, шёлк), европейское огнестрельное оружие. Оттуда же вывозилось золото, серебро и невольники. Появившись в Японии вместе с купцами иезуиты (Франциск Ксаверий и др.) стали проповедовать католичество, что вначале имело успех. Феодалы острова Кюсю не только принимали у себя иезуитов и давали им разрешение на свободную проповедь, на открытие школ и церквей, но и более того — принимали христианство сами и обращали в него своих вассалов. Они надеялись привлечь в свои порты побольше торговых кораблей, а главное — увеличить запасы необходимого им огнестрельного оружия. И сама поддержка европейцев могла сыграть большую роль в их борьбе с другими феодалами.

 

1542 – первый контакт с христианами. Португальцы.

1549 – Франциск Ксаверий.

Проповедническая деятельность католиков на территории Японии. Японцы восприняли их за неизвестную ветвь буддизма, обрадовались и пустили в страну. Солнце – Вайрочана?

Ватикан требует урожай душ. Японцы поняли, что речь не о буддизме. ОН относился терпимо, поскольку христиане несут знания и оружие. ОН ограничивает передвижения христиан. Тех селят только на Кюсю. Охристианивание японской знати. Князь Орима становится братом Барталамео. На практике японцы продолжали посещать буддистские и синто храмы. Христиане и ОН насторожились. А (не) становятся ли японцы христианами? ОН не нравится, что христиане влезают в социальную иерархию и этикет. Священник заходит (а не заползает) к князю. Иезуиты надопускали ошибок.

При ТХ проводятся акции (1588, 1592, 1598) против иезуитов – поселить в одном месте и запретить проповедническую деятельность. Оружие привезли, больше не нужны.

Ошибки иезуитов:

  • пытались встать на слишком высокое положение в социальной системе (на самой высокой ступени в годзан – 5 японских гор-монастырей)
  • вмешивались в систему распределения
  • получили буддистов в противники
  • политика диспутов – вывести японцев на нужные для иезуитов ответы; скомпоновать вопросы, которые не будут иметь других вариантов ответа. Но в Японии с эпохи Хэйан уже существовал литературный жанр ронри и опыт у биддистов в дискуссиях был огромный (могут парировать христиан). Спор о деве Марии, у которой был ребенок.
  • метод воздействия: монах в одном рубище ходил по селам и не мылся несколько месяцев, показывая какие страдания можно протерпеть на благо господа, но японцы с их любовью к гигиене их запинали.
  • попытки переноса христианской лексики на японский язык (четко определены, какие термины можно применять относительно Иисуса Христа; латынь не переводится на чужой язык; «деус» - великая ложь? Поклоняться великой лжи?)

 

Христианство было обречено на забвение. Японцы с большим почтением относятся к своим традициям, а иезуиты им не следовали – главная причина отторжения христианства. После получения оружия и технологий интерес пропал. Иезуитам следовало бы постараться, а им хоть бы хны. Тоётеми Хидеёси ведет политику искоренения христианства, которая продолжается и после его смерти.

 

1603 – Токугава Иеясу

1614 – полное и безоговорочное запрещение иноземной религии. Запрет европейским кораблям заходить в гавань Хиросима и Нагасаки. Только при особом дозволении могут попасть христиане. Позже:

Прекращён ввоз европейских книг, а также китайских, где имелось малейшее упоминание о христианстве. Японцам запрещалось покидать территорию своей страны без особой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей.

 

Рукотворный остров Дэдзима – селили всех христиан. Но могли остаться тайные христиане…  Процедура топтания лика – ко всем, кто обвинен в тайном христианстве.

1637 (?) – Симабарское восстание тайных христиан. Заперлись в крепости. Мессия Амакуси Сиро – 4 отпрыск Небесной Травы. Легенда от 3 сыновьях небесной травы неяпонского происхождения, сделавших много для японской веры  – Будда, Конфуций и Лао Цзы. Перерождение Иисуса Христа. Назвал симабарских восставших своими сыновьями и обещал забрать в рай. Восстание смогли подавить только с помощью иностранцев. 2 голландских корабля обстреляло пушками крепость.

1638 – восстание потоплено в крови.

Грандиозные чистки тайных христиан. Охота за химерой. Частично уничтожили невиновных.

В 1638 году по указу Токугава из страны высылаются все португальцы, на испанцев репрессии были распространены ещё раньше. Все контакты с западным миром были монополизированы голландцами-кальвинистами, особое положение которых в стране было обеспечено их помощью в подавлении восстания католиков. Два раза в год был разрешён заход голландских и китайских судов лишь в один порт в стране — Нагасаки.

1639 – страна официально закрыта – сакоку – страна на цепи.

1639 – 1854 – сакоку.

Сведения о западных науках и культуре проникали в Японию под видом рангаку через голландскую торговую факторию на насыпном островке Дедзима в гавани Нагасаки.

!!! Изоляционистская политика позволяла сёгунам надзирать за торговлей с Кореей и Китаем, сводить к минимуму миссионерскую деятельность католических священников и не допускать колонизации островов европейцами.

 

В 1825 году вышел указ, требовавший открывать стрельбу по любому западному кораблю, который появится вблизи японских берегов.

Сочетание внешних факторов привело в середине XIX века к росту интереса европейских стран, и особенно США, к открытию торговли с Японией:

  • Открытие в 1842 году цинского Китая для торговли с Европой и США, вкупе с присоединением Калифорнии к США в 1850, создало постоянный поток морских перевозок между Северной Америкой и Азией. Дополнительно, китобойная индустрия США, успешно развёртывавшая свои операции в северной части Тихого океана с середины XVIII века, нуждалась в безопасных гаванях, помощи в случаях кораблекрушений, и надёжных станциях дозаправки;
  • Происходивший параллельно переход от парусного флота к паровому, основанному на сжигании угля, привёл к росту потребности американских торговцев в промежуточных базах, где торговые суда могли загрузиться углём и провизией во время длительного перехода из США в Китай. Сочетание выгодного географического положения и слухов о наличии значительных запасов угля в Японии сделали открытие японских портов для торговли с США приоритетным в глазах американского правительства;
  • Наконец, постоянный поток американских моряков, оказавшихся на берегах Японии из-за кораблекрушений и подвергавшихся плохому обращению со стороны японцев, побуждал правительство США к установлению прямых дипломатических отношений с Японией.

 

Всё это привело правительство США к решению направить в Японию в 1853 году экспедицию ВМС США под командованием командора Перри, перед которой была поставлена задача добиться установления прямых дипломатических отношений с Японией. Действуя в духе дипломатии канонерок, «чёрные корабли» Пэрри, под угрозой обстрела столицы, принудили Японию к заключению соглашения в Канагаве, открывшего Японию иностранной торговле и фактически положившего конец политике самоизоляции страны. Аналогичные договоры были вскоре заключены с Россией, Францией и Британией.

После Реставрации Мэйдзи в 1868, новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. В частности, были сняты ограничения эпохи Сакоку, такие, как запрет покидать территорию страны, открыты к торговле все порты страны и т. д.

 

 

Бесплатный хостинг uCoz