По своему политическому устройству – Парламентаризм (парламентская демократия,  представительная демократия). Основные элементы заложены в послевоенный период при оккупационной администрации. Реформы и венец – принятие Конституции.

Согласно Конституции, вступившей силу 3 мая 1947 года, император Японии — «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения он производит по представлению Кабинета министров, который и несёт за них ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главы государства. С 1989 года императором Японии является Акихито.

Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников — из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Согласно конституции, парламент обладает всей полнотой законодательной власти и имеет исключительное право распоряжаться финансами. В Японии действует всеобщее избирательное право для всех граждан старше 20 лет. Выборы в обе палаты проходят тайным голосованием.

Правительство — высший орган исполнительной власти — возглавляет премьер-министр Японии. На эту должность назначается императором по представлению парламента один из его членов. Премьер-министр — глава Кабинета министров, формирующий состав правительства. С 2 сентября 2011 года эту должность занимает Ёсихико Нода.

 

Ключевая особенность – доминирование одной партии. Политическая система – система 1955 года.

Послевоенная история – открытая. 47-48 – период плюрализма, 200 партий. В 50 она становится все более закрытой. Приход ЛДП к власти. Полуторопартийная система. Ключевые характеристики – противостояние ЛДП и партий оппозиции (во главе – Соц Партия, 60-е годы – партии центра стабилизировали, но не изменили ситуацию). Отражение биполярной системы. Стабильность. Идеологическая конкуренция была, у партии оппозиции не было шансов придти к власти – особенности многомандатной избирательной системы Система фракций, отдали инициативу чиновникам, стальной треугольник. Карл Ван Вольферен: несколько групп силы, которые перекладывают ответственность, но нет верхушки. Премьер слабый. Решения принимаются неформально по неформальным правилам. “Автопилот”.

1993 – ЛДП терпит положение. Из-за ухода «диссидентов» ЛДП не получили абсолютного большинства в парламенте. ЛДП впервые оказывается в оппозиции. Конец 38 годам единоличного правления. Конец политической структуре 1955 года. 9 месяцев коалиционного правительства. Коалиция из 7 партий и 1 парламентской группы: то есть, все кроме ЛДП и КПЯ. Правительство Хосокава. СПЯ, являясь крупнейшей партии оппозиции, входит туда, но побоялись занять важнейшие посты (министра энергетики нельзя, так как они не любят АЭС). После ссорятся с другими партиями и в 1994 выходят. Коалиция перестала быть правительством парламентского большинства. На смену Хосокава приходит Хата, но его правительство просуществовало только 2 месяца. Возвращение ЛДП.

Избирательная реформа. Смешанная система – по партийным списком пропорционально + одномандатные округа. Закон Дувергера:

Многоманданая система ведет к многопартийности и выделению крупной партии (кадровый ресурс). Маленьким партиям лучше многомандатная.

Одномандатная система ведет в двух-партийности (голосовать за победителя, чтобы голос не пропал). Но японцам нравятся маленькие партии, две им мало. Две партии не могут выразить интересы всего общества. В Японии нет ассоциации с партией, как в США.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ

1993 – ЛДП впервые не получает большинства в палате представителей: 9 месяцев коалиционного правительства. Тем не менее, ЛДП остается крупнейшей партией страны и быстро возвращает власть.

 

ДПЯ:

Создана в 1996 году. Обрела современный облик в 1998: объединение 4 основных партий с сохранением названия (ДПЯ + Минсэйто +…), председатель – Наото Кан.  В 2003 происходит объединение с небольшой Либеральной партией Итиро Одзава.

Складывание своего рода «двухпартийной системы». Однако противостояние не имеет яркой принципиальной окраски. Их объединяет гораздо больше, чем разъединяет. Почти все руководство ДПЯ – выходцы из ЛДП.

Плюсы ДПЯ: наличие молодых эффектных политиков. Минусы – неоднородный состав с порою противоположными взглядами, нет ясной политической платформы, отличавшей бы ее от ЛДП.

2007 – победа ДПЯ на выборах в верхнюю палату парламента. Победа ДПЯ на этих выборах привела к ситуации, когда нижняя палата контролировалась правящей коалицией ЛДП и Новой Комэйто, а верхняя палата – оппозицией.

 

ЛДП:

Почти беспрерывное пребывание у власти на протяжении последнего полувека серьезно снизило способность либерал-демократов к энергичному и эффективному управлению. Падение популярности.

Для восстановления своих позиций либерал-демократы нуждались в твердом руководстве, однако партия явно испытывает нехватку сильных лидеров после ухода в тень харизматичного Коидзуми. Вместо этого пост главы партии стали занимать «в порядке очередности» откровенно слабые политики. В 2008 Либерально-демократическая партия избрала Таро Асо – потомственного политика из известной семьи. Асо стал главой правительства лишь с четвертой попытки, до этого последовательно проиграв внутрипартийные выборы в ЛДП сначала Коидзуми, а затем двум его преемникам – Синдзо Абэ и Ясуо Фукуда. Получив вожделенный пост, он сразу столкнулся с проблемами – мировой финансовый кризис больно ударил по Японии. Такая ситуация оказалась для него безвыходной, и он запомнился лишь своей любовью к комиксам.

 

После смены власти:

Новая избирательная система сделала возможным усиление оппозиции: выборы по одномандатным округам и партийным спискам. Впервые использована в 1996. До нее действовала система многомандатных округов. Партии были вынуждены выдвигать множество кандидатов в каждом округе и каждого кандидата обеспечивать необходимым количеством голосов. Конкуренция между идеологическими лагерями в отношении политического курса заглушалась. ЛДП была в выигрышном положении. Система способствовала коррупции.

30 августа 2009 – оглушительная победа на выборах в палату представителей: 308 мандатов из 480. Оппозиция пришла к власти. Но не дотянули до 2\3, поэтому сформировали коалиционное правительство: СДПЯ (социал-демократы), Новая народная партия.

Юкио Хатояма - премьер-министр Японии с 16 сентября 2009 по 4 июня 2010.

Хатояма имел связи с Россией: председатель японо-советского общества, приезжал в Россию в рамках участия в Совете Мудрецов (организации, созданной для налаживания контактов на личном уровне). Его сын решает проблему московских пробок в МГУ. Однако, позиция в отношении северных территорий осталась неизменной: возвращение всех 4 островов.

Во время предвыборной компании Хатояма обещал установить более равноправные и независимые отношения с Вашингтоном – вывод американских баз за пределы Окинавы. В центре внимания база Футтэма на юге Окинавы. В 2006 году была достигнута договоренность о передислокации из густонаселенного Гинован в Наго (все там же на Окинаве), и Вашингтон считал этот вариант единственно приемлемым. Хатояма не смог с ними договориться и стал выглядеть как неэффективный политик. Беспрецедентное падение популярности.

Наото Кан – премьер-министр Японии с 4 июня 2010 по 30 августа 2011. Ранее был министром здравоохранения, известен тем, что принес извинения за инцидент с донорской кровью.

Выступил с заявлением о возможности повышения потребительского налога. Падение рейтинга ДПЯ, вылившееся в поражение на выборах в палату советников 11 июля 2010. Переизбирался 121 депутат из 242, ДПЯ провела только 44 депутата. Таким образом, у ДПЯ сейчас 110 места в палате советников. У ЛДП – 84 места. Политическая неопределенность, возможны временные коалиции при решении конкретных вопросов.

У Кана были трудности с принятием бюджета. Японский бюджет делится на 2 части: бюджет и законопроекты по его осуществлению. У Кана никак не выходило набрать 2/3 голосов поддержки в нижней палате, чтобы провести бюджет. Кан должен был иди на уступки, но он всех обманул: разбил пакет на 2 части и на голосование отправил только бюджет - тот был принят.

Потом Кан никак не уходил в отставку - ждал принятия законов по ликвидации последствий землетрясения.

Ёсихико Нода – премьер-министр Японии с 2 сентября 2011. Нода победил на партийных выборах, опередив главного соперника Банри Каэду - ставленника Одзавы. Каэда набрал больше всех голосов, но не абсолютное большинство – потребовался 2 тур. Во втором все голосовали против Одзава, то есть против Банри Каэда. Правда, позже оказалось, что Нода победил по договоренности – и теперь его правительство состоит из компромиссов.

 

Эпопея с антитеррористическим законодательством:

После событий 11 сентября 2001 года правительство Коидзуми безоговорочно поддержало США в борьбе с Аль-Каидой и обозначило намерение присоединиться к антитеррористической операции. Был принят «антитеррористический пакет», включающий Закон о специальных антитеррористических мерах, а также поправки к Закону о силах самообороны. В результате японские военные смогли осуществлять снабжение, транспортное и техническое обслуживание войск международной коалиции (за исключением поставок оружия и боеприпасов), а также проводить поисково-спасательные мероприятия. В основном поставляли топливо и воду. Срок действия Закона о специальных антитеррористических мерах был ограничен двумя годами с возможностью продления еще на два года.

Участие сил самообороны в антитеррористической операции в Афганистане, как и любая зарубежная деятельность японских военных, является весьма щекотливым вопросом для японских политиков. Согласно конституции, Япония отказалась от права на коллективную самооборону, применение силы возможно только в случае защиты японских островов от агрессии, что означает невозможность полноценного участия в зарубежных военных операциях. На протяжении более полувека отправка сил самообороны за границу была запрещена. Только в 1992 году был принят закон, разрешающий участие сил самообороны в проводимых под эгидой ООН операциях по поддержанию мира, притом, что условия этого участия строго ограничены.

Стремление Японии немедленно присоединиться к урегулированию ситуации в Афганистане объяснялось рядом причин. Во-первых, это продемонстрировало готовность Токио оказывать поддержку своему глобальному и региональному союзнику - США. Во-вторых, Япония как государство, имеющее как экономические, так и геостратегические интересы в Центральной Азии, заинтересовано в обеспечении стабильности в регионе, что напрямую связано с ситуацией в Афганистане. В-третьих, Афганистан представляет интерес для Японии и как источник природных ископаемых, и как транзитное государство для транспортировки центральноазиатских энергоресурсов к морским портам. В-четвертых, участие в борьбе с терроризмом и в восстановлении Афганистана дает Японии возможность повысить свой международный авторитет, что важно в свете ее стремления войти в постоянный состав СБ ООН.

ДПЯ выступает за прекращение миссии в Индийском океане как противоречащей Конституции. Прекращение участия в антитеррористической операции было одним из предвыборных обещаний демократов, и после победы на выборах Хатояма заявил об отказе от продления срока миссии в Индийском океане. В январе 2010 года Япония прекратила участие в антитеррористической операции в Афганистане. Переориентация на исключительно финансовое участие в восстановлении страны.

К сведению: Война в Афганистане (2001—настоящее время) — военный конфликт между Международными силами содействия безопасности (ISAF), поддерживаемыми сначала Северным альянсом, а затем новым правительством Афганистана, и исламистской организацией Талибан, контролировавшей до этого большую часть Афганистана. Один из этапов гражданской войны в Афганистане, продолжающейся с 1978 года.

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz