Кана дзоси существовали приблизительно в 1600-1680 гг. и издавались преимущественно в Киото. Название свое они получили из-за того, что были написаны в основном на кане, а не иероглифами.

Кана дзоси стали появляться в первые годы периода Эдо, они писались аристократами для аристократов и имели исключительно развлекательную цель. В них часто указывалось конкретное время и место повествования, содержались аллюзии на известные места или современные личности: например, Урами-но сукэ (1612) в завуалированной форме рассказывает о тайной связи между придворной дамой и хатамото, окончившейся скандалом в 1606 г.

В середине 17 в. кана дзоси набирают большую популярность среди горожан, вместе с этим меняются и герои произведений – ими становятся простые люди, самураи, куртизанки.

Некоторые кана дзоси имели дидактический характер, преподнося читателям этические идеи в доступной форме, пропагандируя буддизм или конфуцианство. Их авторами были, как правило, самураи, ставшие монахами или ронинами. Одна из известнейших книг такого рода – Киёмидзу моногатари кисти Асаяма Иринъан, разошедшаяся тиражом в 2-3 тысячи копий.

Наиболее плодовитым автором кана дзоси был Асаи Рёи, написавший более двадцати сборников, среди которых как дидактическая проза, так и комические истории и адаптации китайских историй о загадочном (Отоги боко, 1666). Самой известной его работой является Укиё моногатари, которая провела черту между средневековым пониманием концепции укиё и пониманием ее в эпоху Эдо. Если средневековые священники призывали к духовному и благодетельному образу жизни, который положительно отразится на карме, то в Эдо поощрялось получать от жизни удовольствие, проживая каждый день, как последний.

Другим знаменитым автором был Судзуки Сёсан (бывший самурай, участвовавший в битве Сэкигахара), ходивший по стране с мечом и проводивший проповеди.

Исторически кана дзоси можно назвать мостиком от средневековых повестей отоги дзоси к жанру укиё дзоси, основанному Ихара Сайкаку. Кана дзоси более реалистичны и детальны, нежели отоги дзоси, но обладают более простыми юмором и структурой, чем укиё дзоси.

Рэнга

Хотя сочинение вака продолжалось, но к тому времени, когда в 1439 г. была составлена последняя императорская антология вака, творческий потенциал этой поэтической формы уже иссякал. Отчасти вака стал жертвой жестких поэтических правил, определявших составление стиха, а также виды разрешенных образов. Поэтому средневековые поэты избегали жесткости вака благодаря новым поэтическим возможностям поэзии нанизанных строф (рэнга). Между XIII и XVI столетиями жанр рэнга сделался популярным среди лучших поэтов Японии.

Структура рэнга подобна вака, но сочинение стиха является трудом нескольких поэтов, последовательно дополняющих стихотворение. В вака один поэт создает 31-слоговый стих из пяти строк по слоговой схеме 5-7-5-7-7. В рэнга поэт сочиняет первые три строки (5-7-5), а второй поэт - последние две (7-7). Продолжая этот процесс, создается длинная цепочка из повторяющихся 5-7-5 и 7-7 строк.

Идея совместного сочинения двумя поэтами единственного вака датируется периодом Хэйан, когда совместное сочинение З1-слогового стиха служило праздным времяпрепровождением. В период Средневековья цепочка была удлинена и уже несколько поэтов создавали намного более длинные связки нанизанных строф. К XIV в. рэнга стал серьезным поэтическим стилем, затмившим по значению вака. В 1356 г. Нидзё Ёсимото, высокопоставленный киотский аристократ, составил антологию Цукуба сю («Собрание горы Цукуба»), закрепившую за рэнга статус законного литературного жанра. Преемники Ёсимото еще более повысили репутацию рэнга. Ёсимото, теоретик рэнга, ввел принцип композиции стихов – плавное вступление, драматический поворот и скользящее завершение. С течением времени рэнга все меньше оставались игрой и все больше превращались в серьезный литературный жанр. Появлялись сольные и религиозные стихотворения.

Особого внимания заслуживают два мастера этого жанра - Синкэй (1407-1475) и Соги (1421-1502).

Синкэй обнаружил глубокую связь между сочинением поэзии и религиозными поисками просветления. Для Синкэя стремление к поэтическому идеалу было глубоко духовным и содержало возможность глубокого постижения сущности мира. Эстетический идеал югэн («тайна и глубина») являлся, с его точки зрения, центральным среди духовных возможностей поэтического сочинения.

Соги, также буддийский священник, был опытным поэтом. Как человек простого происхождения, он повествовал в своих стихах не только об изящных переживаниях, подобающих киотскому стихотворцу, но и о жизни крестьян и фермеров. Соги подчеркивал коллективную природу рэнга и необходимость тесного сотрудничества с другими поэтами для создания связной цепочки нанизанных строф. В 1488 г. Соги вместе с двумя другими поэтами сочинил цепочку из 100 стихов рэнга, собранных под названием Минасэ сангин хякуин («Сто нанизанных строф трех поэтов в Минасэ»).

 

Хайкай-но рэнга

К концу средневекового периода из традиции рэнга возникла новая поэтическая форма. Этот жанр, хайкай (или хайкай-но рэнга), стал главным поэтическим стилем начала Нового времени. Эволюция поэзии хайкай началась в конце Средневековья в качестве шутейной, пародийной рэнга. Чтобы отличить эту поэтическую форму, ее назвали хайкай-но рэнга (обычно сокращается как хайкай). Строфа хайкай повторяла обычную форму рэнга из пяти, семи и пяти слогов, с последующими двумя строками из семи слогов, но без традиционных ограничений по темам, выбору слов и серьезности настроения. Хайкай были менее формальны и черпали влияние из фольклора.

Столпы хайкай – Аракида Моритакэ и Ямадзаки Сокан. Первый, кроме сочинения стихов, был верховным священником внутреннего святилища Исэ. Второй составил сборник Инуцукуба сю и повлиял на становление школы Данрин.

Первоначально цель хайкай заключалась в том, чтобы ввести юмористическую нотку в последовательность рэнга. Однако с течением времени акцент переместился от последовательных продолжений к первому стиху в этой цепочке (так называемом) хокку): Хокку стал все больше рассматриваться как стих с независимым смысловым значением, даже без добавления последующих строф. То есть хокку представлял собой строфу из 17 слогов, построенных в три строки по пять, семь и пять слогов, и определялся не как связанный с другой строфой, а как отдельный, независимый стих. Хокку лучше известен как хайку, но этот более поздний термин не использовался до периода Мэйдзи. Неологизм хайку был составлен из «хай» (хайкай) и «ку» (хокку). Образование термина хайку ознаменовало полную независимость хокку от его истоков в рэнга.

Бесплатный хостинг uCoz