Школы Тэймон и Данрин

Благодаря популярности хайкай в начале эпохи Эдо появились целые школы, посвятившие себя этому литературному искусству и пропаганде различных стилей хайкай. Самыми важными были две школы - Тэймон и Данрин.

Школа Тэймон была основана Мацунага Тэйтоку, сочинителем вака и рэнга, который выступал защитником традиционных стилей сочинения поэзии. Достижением Тэйтоку стало превращение беззаботной поэтической формы в серьезную поэзию посредством введения официальных правил ее составления и внимания к эстетике, поднявших хайкай на уровень вака и рэнга как поэтических стилей. С точки зрения Тэйтоку, жанр хайкай отличался от рэнга не столько присущим легким юмором, сколько применением хайгон - разговорных японских или китайских слов, не допускавшихся в серьезных вака и рэнга (в традиционных вака было всего около 1000 слов). Разумное использование таких слов придали хайкай форму и официальные правила. Стилю Мацунага подражали такие поэты, как Китамура Китин или Мацуи Сигэёри.

Школа Данрин, возглавляемая Нисияма Соин, стала отчасти ответом на официальный подход школы Тэймон к сочинению хайкай. Соин пропагандировал отход от официальных правил в сторону неформального стиля, позволявшего быстро сочинять стихи с применением слов разговорного японского языка. В отличие от школы Тэймон, школа Данрин интересовалась не обработкой стихотворной формы, а тонким юмором, который наполнял ее; в стихах Данрин также нередко встречаются цитаты из пьес Но. В рамках школы существовало немало групп – эдоская, осакская, и т.д. Примером стиля Данрин может служить творчество Ихара Сайкаку, который, говорят, сумел составить 23 500 стихов за один день. Один из примеров его хайкай - собрание, известное как Хайкай окукадзу («Огромное количество хайкай»), представляющее собой последовательность из 4000 связных строф.

 

Сэцува

Дидактические рассказы, родившиеся из комментариев к сутрам сэккё. Они были написаны на китайском, поскольку, во-первых, в японском отсутствовали необходимые термины, а во-вторых, китайский был четче и яснее. Тем не менее уже с конца Хэйан и в Камакура сэцува пишут на японском. Все сэцува лаконичны, сюжеты в них просты, а язык доступен; персонажи раскрываются в своих поступках и в диалогах, а не в описаниях или психологическом анализе.

Среди позднесредневековых сэцува: Дзикин сю, Сясэки сю и – самое известное – Удзи сюи моногатари.

Автор этого сборника неизвестен, а время создания – очевидно, начало 13 в. Произведение написано в попытке воссоздать утерянную повесть хэйанского аристократа под названием Удзи дайнагон моногатари. В Удзи сюи моногатари содержится 197 сэцува, многие из которых уже появлялись в Кондзяку моногатари и других сборниках. Сэцува расположены в сборнике беспорядочно и отличаются разнообразием: серьезные и смешные, японские и заморские, буддийские и светские. Впоследствии один из сюжетов был позаимствован Акутагава Рюноскэ – о художнике Ёсихидэ, который, несмотря на пожар в доме, не пытается потушить его, а вместо этого рисует будду Фудо мёо.

Бесплатный хостинг uCoz