Творчество Басё и сёфу Басё родился в 1644 г. в провинции Ига в семье бедного самурая. В юности он служил у наследника богатого семейства Тодо Ёситада, увлекся поэзией и стал учеником Китамура Кигин. В 1665 г. он впервые участвует в конкурсе рэнга, посвященному годовщине смерти Мацунага Тэйтоку. Первый же его сборник хайку демонстрирует отход Басё от принципов школы Тэймон, в русле которой он писал первое время, и в каком-то смысле предвосхищает работы школы Данрин, занявшей ведущее место в поэзии в 1670-х годах. Окончательный отход от стиля Тэймон был ознаменован появлением сборника Эдо рёгин сю, написанного в Эдо вместе с Ямагути Содо. В 1678 г. было организовано сочинение десяти циклов по тысяче строф в честь официального признания Басё учителем хайкай. Басё оставил более тысячи хайку и более ста произведений хайбун, сочетающий поэзию и прозу. Целью Басё было сделать жанр хайку признанным наподобие вака. После смерти Басё поэты стали сознательно писать прозу хайбун, сочетающую китайские и японские традиции. Китайские истоки хайбун лежат в прозе гувэнь, сформировавшейся в эпоху Сун и бывшей хорошо известной в Японии. Тем не менее на хайбун повлияли и дзуйхицу (Кэнко хоси был одним из любимейших авторов Басё), и вака (использование какэкотоба и хонкадори). Хайкай для Басё были не просто словесной игрой, а выражением эмоций. Эстетическими принципами хайкай он сделал саби (изысканная простота), сиори (словесное выражение саби) и каруми (выражение смысла стиха в доступной форме). Большое значение Басё придавал и ниой дзукэ («придание аромата») – тщательному подбору слов, которые должны вызывать множественные ассоциации. Стиль сёфу, или стиль Басё появился в конце 1670-х годов с усилением положения Басё в поэтическом мире. Среди наиболее известных сборников хайбун в этом стиле: Хонтёмондзэн и Хонтёмонкан, включающие произведения Басё и его учеников. Известнейшими последователями Басё являются Кикаку, описавший последние дни Басё; Кёрай, записывавший беседы с Басё; Сико, бывший в большей степени теоретиком хайку.
Кёгэн Зародился в VIII веке в танцах и ритуалах, но до Второй мировой был тесно связан с театром Но. Представления давались во время спектаклей Но в качестве интермедий. По сути, является комедией положений. Юмор нравственен – высмеивает различные пороки, однако лишен дидактизма и преподносится в виде забавных сценок и диалогов. Тексты довольно коротки относительно западного понятия пьесы и написаны на разговорном языке эпохи Муромати. Главных героев 2, 3 или 4, реже – пять. Иногда присутствуют статисты. Тематически кёгэны делятся на семь циклов: - ваки кёгэн (о богах) - даймё кёгэн (о даймё) - сёмё кёгэн (в них всегда фигурирует слуга по имени Таро) - муко онна кёгэн (о мужьях и женах) - они ямабуси кёгэн (о демонах) - сюккэ дзато кёгэн (о монахах и слепых) - ацумэ кёгэн (на темы, не входящие в предыдущие циклы) В выступлениях почти не используются маски; музыка проще и доступнее, чем в Но. Несмотря на это, выступления подчинены внутреннему ритму, как и речь актеров. Движения состоят из различных поз ката, значение отводится и пантомиме. Сегодня существуют две ведущие школы кёгэн – Идзумо и Окура.
|