Ёса Бусон, Кобаяси Исса

 

Ёса Бусон не получил должного признания при жизни и был оценен уже в 20 в. Долгое время после смерти Бусон был известен скорее как художник, да и для него самого поэзия потеснила живопись лишь в последние годы.

Жизнь Бусон приходится на время, когда хайкай стали чисто развлекательным жанром, пережив расцвет в эпоху Басё. Школа сёфу распалась на группы, мастерство поэтов снизилось. С другой стороны, хайкай стали куда популярнее и распространились среди широких масс.

Бусон родился в начале 18 в. в богатой семье. Потеряв родителей, он уехал в Эдо и стал учиться поэзии у Хаяно Хадзин, последователя Басё. После смерти Хаяно Бусон отправился странствовать по Японии, после чего обосновался в Киото, где и прожил до смерти. Там он свел знакомство с группой художников и стал зарабатывать деньги на заказах картин. Обеспечив безбедное существование, Бусон женился и стал отцом. Лишь после пятидесяти лет поэзия вышла для него на первое место, когда он был объявлен преемником Хаяно и стал главой его школы. Он умер в 1783 г. и был похоронен в храме неподалеку от восстановленной им хижины Басё.

Хотя Бусон считал себя последователем Басё и даже был частью движения «за возвращение к Басё», его поэзия значительно отличается от работ Басё. Если Басё старался объективно отображать окружающий мир, то Бусон стремился запечатлеть собственную жизнь и чувства, придать стихам личностную окраску. Кроме того, творчеству Бусон присущи большие лиричность и ностальгия.

Бусон призывал к отходу от вульгарности в сторону благородных чувства; однако это парадоксально не означало отказ от использования вульгарных слов, речь шла об их одухотворении. Стихи Бусон в основном написаны на мирские, бытовые темы.

Кобаяси Исса родился в середине 18 в. в скромной семье и в раннем возрасте был отправлен в Эдо. Там он, вопреки ожиданиям отца стать торговцем или ремесленником, сделался поэтом и стал бродить по стране, зарабатывая на жизнь сочинением хайку. В зрелом возрасте он вернулся в родную деревню, вскоре после чего его отец умер, и Исса ввязался в длительную тяжбу за наследство с родственниками. Наконец, получив свою долю, он поселился в деревне, где обрабатывал поле и давал уроки поэзии. У него родились пятеро детей, но все они умерли в раннем возрасте, а за ними последовала и жена поэта. Исса умер в 1827 г.

Поэт был выходцем из деревни, а потому большинство его стихов посвящены крестьянскому труду. Как и Бусон, он следовал традиции «возвышения низкого» и писал о повседневной жизни, часто использовал местные диалекты. В его стихах ясно прослеживается любовь не только к людям, но и животным:

Ясэ гаэру макэру на, Исса корэ ни ари (Эй, не уступай, тощая лягушка! Исса за тебя).

Исса не создал своей школы, но оставил более 20 тысяч стихов и множество рисунков хайга.

Дневники в средние века

Дневники средневекового периода продолжали традицию ведения дневников, начавшуюся в период Хэйан. Как и прежде, аристократы и буддийские монахи и священники составляли свои дневники. Однако понятие «дневник» способно ввести в заблуждение, так как эти дневники не обязательно представляли собой ежедневные или еженедельные письменные отчеты о произошедших событиях. Точнее, это были мемуары, воспоминания, рассказы о путешествиях или все вместе, а также включали и поэтические отрывки. Более того, понятие дневник также относилось к вымышленным историям, написанным в виде дневников.

К числу известных средневековых дневников относятся:

Кайдоку. Этот написанный неизвестным автором путевой дневник описывает пешую прогулку автора от Киото до Камакура с попутным посещением известных мест.

Идзаёй Никки. Составленный буддийской монахиней, дневник описывает события, связанные с ее поездкой из Киото в Камакура для того, чтобы выступить в защиту собственных интересов в суде сегуна.

Товадзугатари. Этот дневник, написанный знатной дамой Нидзё, служившей при дворе императора Гофукакуса, в основном известен в английском переводе как «Признания Госпожи Нидзё». Однако точный перевод названия означает «Непрошеная повесть». В этом дневнике госпожа Нидзё рассказывает о своих многочисленных любовных интригах и о своем временном увольнении с придворной службы. Там также говорится о ее решении принять обет и стать буддийской монахиней. После этого она предпринимает ряд путешествий, которые подробно описывает.

Цукусимити но кии. Соги был известным сочинителем рэнга и путешественником. Его дневник Поездка по дороге Цукуси посвящен путешествию по Кюсю и посещению знаменитых в историческом и поэтическом отношении мест острова; поэзия чередуется с прозой.

Уцунояма но Ки. Подобно своему другу Соги, Сотё был известным поэтом рэнга и путешественником. Его дневник Рассказ об Уцунояма представляет собой сразу и биографическое повествование и воспоминания о поездках к местам исторического и поэтического значения.

 

Бесплатный хостинг uCoz