Ёмихон

Ёмихон – книги для чтения – получили название из-за того, что в изложении сюжета полагались на текст, а не иллюстрации (хотя и не отказывались от последних). Такие произведения представляли собой беллетристику часто с дидактическим уклоном, где мораль приобретала как буддийский, так и неоконфуцианский характер. Действие ёмихон могло происходить в контексте реальных исторических событий и дополняться сверхъестественными деталями. На ёмихон повлияли как укиё дзоси, так и разговорная китайская проза, а также китайские рассказы о необычном эпохи Тан.

Ярчайшими примерами авторов ранних ёмихон служат Такэбэ Аятари и Уэда Акинари. Оба принадлежали к числу бундзин – «интеллектуалов» – независимых людей искусства, художников или писателей, презиравших вульгарность современного общества. Одним из аспектов ухода от вульгарности было изучение китайской культуры, в частности и разговорной беллетристики. Акинари также изучал древнюю японскую литературу и поэзию, что вместе с его увлечением китайской литературой привело к созданию его наиболее известного произведения – Угэцу моногатари («Луна в тумане»). В историях этого сборника используются аллюзии и цитаты как из китайской прозы, так и из классической японской литературы (по некоторым исследованиям Акинари использовал 60 китайских источников и более 100 японских). Несмотря на то, что на первый взгляд Угэцу моногатари – канонический кайдан, некоторые рассказы затрагивают серьезные темы, такие как природа власти и человеческие эмоции. Интересно, что по времени действия все девять рассказов сборника предшествуют образованию третьего сёгуната; ни один не происходит в крупном городе; наконец, во всех рассказах дается конкретное место действия. Акинари, вероятно, косвенно подчеркивает порядок и спокойствие, наступившие с началом правления Токугава, противопоставляя происходившим ранее непотребствам – каннибализм, некрофилия, и т.д. Другим известным произведением Акинари является Харусамэ моногатари.

Такэбэ Аятари был самураем, занимался живописью и поэзией и лишь на шестом десятке попробовал свои силы в прозе. Результатом стала короткая, трехчастная история Нисияма моногатари о несчастных любовниках, написанная в псевдохэйанском стиле, полная идеалов бусидо.

Известнейшим автором ёмихон 19 в. был Такидзава Бакин. Он был ронином, безуспешно перепробовал профессии врача, каллиграфа, автора комических стихов, предсказателя. Его известнейшие работы: историко-фантастический роман Сатоми хаккэн дэн («О восьми собаках из Сатоми»), занявший у писателя 28 лет, и Тиндзэцу юмихари дзуки («Редкие рассказы о дымчатой луне»).

 

Гунки

Произведения этого жанра, составленные в течение периодов Камакура и Муромати, стали очень популярной литературной формой. В таких повествованиях подробно описывались крупные вооруженные конфликты и сражения, а также героические победы и поражения самых великих воинов. Такие истории также легли в основу более поздних литературных и театральных произведений, куда следует отнести декламацию рассказов странствующими музыкантами, аккомпанировавшими себе на бива (бивахоси), и драматические спектакли театров кабуки и Бунраку. Воинские повествования не только отражали интересы правящего военного сословия, но также пропагандировали его этику. Наиболее известным произведением этого жанра является Хэйкэ моногатари, повествующее о политических интригах, сражениях и других событиях, происходивших в течение войны Гэмпэй (1180-1185 гг.). Произведение рассказывает о восхождении к власти военного клана Тайра в последние годы периода Хэйан, его власти над императорским двором и последующем падении и поражении от клана Минамото.

Тон всему повествованию задают две основные буддистские темы: непостоянство судьбы и кармическое возмездие. Знаменитые стихотворные строки, открывающие повествование о Хэйкэ, говорят о непостоянстве (мудзё) мира и мимолетной природе человеческого бытия, и тезисы эти неоднократно раскрываются на протяжении всего текста. Представление о том, что все обречено на погибель, предзнаменовало неизбежное крушение власти семьи Тайра. Однако причиной их падения было не предопределение, но скорее непосредственный результат кармического возмездия за злые деяния - буддийское представление о том, что все поступки (хорошие и плохие) имеют положительные или отрицательные последствия. Высокомерие и жестокость Тайра и привели их к поражению, ставшему заслуженным и неизбежным. Помимо буддийских идеалов, в Хэйкэ моногатари нашли отражение идеалы и аристократические, и самурайские. Произведение нельзя назвать чистым эпосом, поскольку в нем есть и лирические элементы, и притчи, и народные мотивы в виде сострадания к побежденным. Другие известные гунки включают Дзёкюки (о попытке императора Готоба свергнуть власть Ходзё), Хогэн моногатари и Хэйдзи моногатари.

Эйю дэнки – героические повести – отличаются от гунки наличие сюжетов с центральным героями, а также отсутствием батальных сцен. К их числу принадлежат Гикэйки («Сказание о Ёсицунэ») и Сога моногатари («Повесть о Сога», повествует о братьях дома Сога, которым отомстили за смерть отца, убив феодала, слуги которого исполнили этот приказ).

 

 

Бесплатный хостинг uCoz