Дзёрури, творчество Тикамацу

Дзёрури – традиционный кукольный театр. Популярная музыкальная пьеса дзёрури, исполняемая под аккомпанемент сямисэна, существовала уже во второй четверти XVI века. Она получила признание в среде народа, в отличие от исполняемых в сопровождении бива повествований “Хэйкэ”, признанных в высших кругах. Самым ранним использованным для дзёрури текстом была “История Дзёрури”, откуда и произошло название и самого жанра. В основе её лежал рассказ о романтической любви популярного героя Минамото Ёсицунэ и Дзёрури, дочери состоятельного торговца. Более лёгкие темы пьес удачно соединились с кукольными представлениями и игрой на сямисэне. Первым художником, соединившим дзёрури с кукольным представлением, был Дзёкэй. Сейчас кукольный театр в Японии называется бунраку, по названию осакской труппы, возродившей популярность этого театра.

Тикамацу Мондзаэмон – великий драматург. Из знатной самурайской семьи, был очень хорошо образован. Заинтересовался театром, в качестве драматурга кабуки работал с труппой Саката Тодзюро. Прославился как создатель «мещанской драмы» (сэвамоно). 1703 г. «Двойное самоубийство в Сонэдзаки» - после выхода пьесы по стране прокатилась волна суицидов влюбленных. В основе – трагические противоречия обычной жизни, в произведении нет злодеев, автор сочувствует своим героям. С уходом Тодзюро со сцены, Тикамацу перешел в дзёрури в труппу Такеда Идзумо (сказитель, главный актер и режиссер). В отличие от кабуки, в дзёрури все зависит от драматурга, что его и привлекло. Теория «химаку-но рон» - задача искусства в соединении вымысла и реальности в тончайшей грани. Не прямо описать реальность, а отразить то, что лежит в ее основе. Шедевр сэвамоно «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей». Переплетение мифологической темы, воспоминаний о прошедшей жизни, сильный мелодраматизм.

Театр кабуки в эпоху Эдо.

Совершенствование технологий и закат драматургии. Драматурги из Осаки и Киото переселяются в Эдо. Сакурада Дзискэ (1734-1806) – писал для Итикава Данзо III и Мацумото Кодзиро VI. Пьеса «Застава Отака» - римейк пьесы театра Но о Ёсицунэ. Намики Сёдзу (1730-1773) – ввел в кабуки мавари бутай (вращающаяся сцена). Самый популярный сюжет о 47 ронинах. Постепенно усиливается влияние декаданса. Уход от реализма, появляются экзотические персонажи (городские разбойники, привидения и т.д.). Цуруя Намбоку IV (1755-1829) – штатный драматург, написал 125 пьес, в т.ч. «Токайдо Ёцуя кайдан» - о том, как в квартале Ёцуя супруг убивает жену, а она его преследует в виде призрака.

Дзуйхицу

Два классических примера жанра в позднее средневековье – Ходзёки («Записки из кельи») Камо-но Тёмэй и Цурэдзурэгуса («Записки от скуки») Ёсида Канэёси, или Кэнко хоси. Оба автора ушли от мира волнений и беспорядков, став отшельниками. Для Камо этот период – война Гэмпэй, для Ёсида – эпоха Южного и Северного дворов.

Оба произведения пропитаны буддийским представлением о бренности бытия мудзё и размышлениями о возможности озарения в таком беспокойном мире.

Ёсида пишет о своих наблюдениях за людьми и миром, но о себе помалкивает, следуя китайскому идеалу мудреца, который видит, оставаясь невидимым. По преданию, когда после смерти монаха осматривали его хижину, обнаружили, что стены завешаны листочками, на которых он записывал то, что приходило ему в голову. Когда их сняли и соединили в произвольном порядке, получилась книга. Ёсида не знал мук творчества и записывал набело первое, что приходило ему на ум.

Произведения дзуйхицу лишены сюжета, а потому автор не может «спрятаться» за действиями своих героев. Кроме того, в жанре нет канонов, а значит, и за ними писатель укрыться не может, как за вака, где каждый, знающий хоть какие-то правила, мог написать приличное стихотворение. Единственное, на чем держится дзуйхицу, - личность писателя.

Бесплатный хостинг uCoz