Ёкёку

Слово относится не к жанру (комедия, драма, и т.д.), а к особенностям произнесения текста на сцене (ёкёку – букв. пение и мелодия). Ёкёку – жанровое определение пьес театра Но. Обычно называется драмами, Конрад назвал ёкёку лирическими драмами.

В большинстве ёкёку – монодрамы, т.е. действие вращается вокруг одного героя, ситэ. Он один активно действует на сцене. Второстепенный персонаж называется ваки.

Авторы пьес – не драматурги, а сами актеры. Они не придумывали сюжеты, а инсценировали истории, укоренившиеся в культуре и народной памяти.

Обычно в ёкёку два сюжета, т.е. сюжет в сюжете. Первый – необыкновенная встреча живого человека с божеством или духом героя из легенды. Второй – рассказ этого призрака или божества о каком-либо событии своей жизни, что ведет к усмирению страждущего духа.

Местами действия для драмы являются сакрализированные пространства, многократно воспетые в поэзии и фольклоре или отличающиеся красотами общенационального масштаба. Время действия также важно для создания атмосферы и связано с сезонной поэзией.

Язык пьес представляет собой сочетание поэзии с чередованием 5-7-слоговых строк и ритмизированной прозы. Язык метафоричен, полон аллюзий и прямых цитат из классических вака.

В зависимости от главного героя ёкёку делятся на 5 циклов:

- о божестве

- о духе воина

- о женщине

- о безумных

- о демонах

Правила построения пьес выражены в формуле дзё-ха-кю годан, или «вступление-развитие-быстрый темп, в пяти эпизодах». В формуле содержатся два правила: первое – ритмическое (вступление-развитие-быстрый темп), второе – композиционное (пять эпизодов).

Первый эпизод – самый простой по языку и лишен динамики. Второй, третий и четвертый – более драматичны. Пятый – наиболее динамичный и напряженный.

Ёкёку – первая текстовая драма. Драматургия Но является сокровищницей художественного богатства, накопленного японской поэзией, литературой, фольклором. В драме Но перед зрителем предстает вся средневековая Япония. Драма ёкёку открыла новые пути японскому театру, что дало толчок к возникновению крупных театральных форм в период Эдо, таких как Бунраку и Кабуки, где драма-текст занимала не менее значительное место, чем ритм и пластика.

 

Сэнрю, кёка

Название сэнрю происходит от одноименного поэтического псевдонима Караи Масамити, родившегося в начале 18 в. Представляют собой шутливые стихотворения из 17 или 14 слогов. В отличие от хайку, сэнрю ироничны и касаются не природы и окружающего мира, а человеческих взаимоотношений, часто мужа и жены. Кроме того, в сэнрю нет сезонных слов киго. Поскольку сэнрю не обличали человеческие пороки и не критиковали власть, то не запрещались правящим режимом. Жанр быстро набрал популярность, особенно среди простолюдинов.

Примеры: 孝行をしたい時分に親はなし, 町内で知らぬは亭主ばかりなり

Кёка – разновидность вака, писавшаяся в шутливой форме о простых людях и быте. Зенит кёка приходится на вторую половину 18 в. Одним из виднейших авторов кёка был Утияма Гатэй, а его последователь Карагоромо Киссю организовал первый конкурс кёка. Стихи писали и самураи, и горожане, и люди искусства. Одно из известных собраний кёка – Мандзай кёка сю 1783 г. Популярности способствовали и издаваемые иллюстрированные книги кёка.

 

Бесплатный хостинг uCoz