Лекция 16

Начало эпохи Возрождения

Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения.

Культура Возрождения в Европе охватывает период от 40-х гг. 14 в. до нач. 17 в. В разных странах она за­рождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше всего она сложилась в Италии. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом исторических условий. В 14-15 вв. наиболее полно раскрылись возможности феодализма, зарождались раннекапиталистические элементы. Италия одной из первых вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчине­ние деревни городу, расцвет ремесленного производст­ва, торговли, финансов.

Богатый, процветающий ита­льянский город стал основой формирования культуры Возрожде­ния, светской по своей общей направленности, отвечавшей по­требностям общественного развития. Крупное купечество и городская знать сосредоточивали в своих руках огромные богатства. Часть этих средств щедро тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на со­оружение семейной капеллы в старинной церкви, на устройство празднеств по случаю фамильных торжеств и, конечно, на обра­зование детей, создание домашних библиотек и т.п. Это увели­чивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, ква­лифицированных учителях.

Успех на государственной службе во многом определялся тогда совершенным знанием латинского языка (он оставался официальным языком науки, внутренней и внешней политики), блеском ораторского искусства. Не только для городской верхушки, но и для городской среды в целом был характерен сравнительно высокий уровень грамотности, что объясняется распространени­ем начального образования в школах, содержавшихся на средства городской коммуны, а также профессионального обучения в лав­ках ремесленников и торговцев.

Интенсивная жизнь итальянского города давала мощные им­пульсы развитию светской культуры Возрождения, решительно отходившей от церковной традиции средневековья, оплотом которой оставались монастырские школы и университе­ты. Складывание новой культуры было подготовлено и общест­венным сознанием, изменениями в настроениях различных со­циальных слоев, и зарождавшейся ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринима­тельства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, на­копительству, тягой к богатству, неразборчивостью в средствах. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо просту­пали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возмож­ностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогаще­ние», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Рост светских настроений, интерес к земным деяниям человека — важный идейный фактор, оказавший влияние на возникновение и дальнейшее формирование культуры Возрождения.

Исторической задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с вы­сокоразвитой культурой античности, во многом утраченной в 6-11 вв. и лишь частично возрождавшейся в 12-13 вв. До­стижения древних ученых, философов, поэтов, архитекторов, скульпторов послужили образцом, точкой отсчета для творцов культуры Возрождения, которые стремились не только подражать своим предшественникам, но и превзойти их. У культуры Воз­рождения были и средневековые корни — светские традиции го­родской, народной, рыцарской культуры.

Термин «Возрождение» (итал. Rinascimento, во французской форме — «Ренессанс») в 15-16 вв. оз­начал духовное обновление, подъем культуры после ее «тысяче­летнего упадка». Отношение деятелей новой культуры к «средне­вековому варварству» было подчеркнуто негативным.

По своей сущности культура Возрождения была культурой пере­ходной эпохи от феодального строя к капиталистическому, во многом отразившей устремления наиболее передовых слоев феодального общества. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых раз­ных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, литературе, искусстве, архитектуре стали достоянием всего обще­ства, хотя в большей мере — образованной и состоятельной его части. К новой культуре проявляли интерес и материально сти­мулировали ее развитие представители крупного купечества, фе­одальной знати, городского патрициата, правители итальянских, а с кон. 15 в. и других европейских государств, наконец, пап­ский двор и часть духовенства. Однако далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несрав­ненно большее значение имели для них высокий уровень образо­вания, художественные достоинства литературы и искусства, но­вые формы архитектуры, даже мода.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, свет­ски-рационалистическое по своей главной направленности миро­воззрение. Оно было мировоззрением демократическим, антифеодальным, освобождало сознание человека, способствовало раскрытию его творческих потенций, актив­ной, деятельной жизни.

Ранний гуманизм. Программа новой культуры

Венчает средневековье и находится у истоков Возрождения величественная фигура итальянского поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия» - итог лучших духовных устремлений европейского средневековья и символ перехода к новой культурно-исторической эпохи. Данте создал грандиозную картину мироздания, природы, общества и человека. Мистические образы и реальные исторические персонажи чередой проходят по страницам «Божественной комедии». Её автор проводит читателя через огонь и леденящий душу ужас ада, через горнило чистилища к высотам рая, чтобы здесь обрести высшую мудрость, утвердить идеалы доброта и высоты человеческого духа.

В творчестве Данте видны уже отдельные эле­менты гуманистической мысли, хотя в целом его мировоззрение оставалось в рамках сре­дневековых традиций. Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Выходец из Флоренции, он многие годы про­вел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все богатство его души. Высокие художественные достоинства поэзии Петрарки оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы Возрождения.

Гуманистические идеи Петрарки — по сути новая культура, обращенная к проблемам человека и опирающаяся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей анти­чных авторов, их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изу­чением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, с духовной свободой и нравственным самосовершенст­вованием личности. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный толчок развитию гуманитарных знаний, отсюда и утвердившийся в 19 в. термин «гуманизм».

Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Он возвеличивал филологию, науку о слове, в котором отражает­ся суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа станов­ления новой культуры в главных чертах была намечена Петрар­кой. Ее разработку завершили его друзья и последователи — Бок­каччо и Салютати, творчество которого завершает этап раннего гуманизма в Италии.

Жизнь Джованни Боккаччо (1313—1375), происходившего из купеческой семьи, была связана с Флоренцией и Неаполем. Ав­тор написанных на вольгаре поэтических и прозаических сочине­ний — «Фьезоланские нимфы», «Декамерон» и других, он стал подлинным новатором в создании ренессансной новеллы. Книга новелл «Декамерон» имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В новеллах, где прослеживается влияние народной городской литературы, нашли художествен­ное выражение гуманистические идеи: представления о челове­ке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавляема аскетизмом цер­ковной морали, чей ум, сметливость, мужество — именно эти ка­чества придают ценность личности — помогают выстоять в жизненных невзгодах. Смелая светская концепция человека, реа­листическое изображение общественных нравов, высмеивание лицемерия и ханжества монашества навлекли на него гнев цер­кви. Боккаччо предлагали сжечь книгу, отречься от нее, но он остался верен своим принципам.

Боккаччо был известен современникам и как ученый-филолог. Его «Генеалогия языческих богов» — свод античных мифов — раскрывает идейное богатство художественной мысли древних, утверждает высокое достоинство поэзии. Эта реабилитация языческой муд­рости в противовес официальной позиции церкви была важным шагом в становлении светской культуры Возрождения.

Гражданский гуманизм

В 1-й пол. 15 в. гуманизм пре­вращается в широкое культурное движение. Центрами его стано­вятся Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, позже Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманис­тов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канц­леров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется культурная среда. Быстро набирают силу и авторитет гуманитар­ные дисциплины. Широкое хождение получают тексты античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения.

В гуманизме на­мечаются различные направления. Одним из ведущих направле­ний был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери. Этому направлению был свойст­вен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливос­ти, служения обществу и патриотизма, характерные для граждан­ского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действитель­ности — в условиях демократии, которую во 2-й пол. 15 в. сменила тирания Медичи.

Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бру­ни (1370 или 1374—1444), в течение многих лет канцлер Флорентийской республики. Пре­красный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на мораль­ные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую ос­новы ренессансной историографии. Бруни отстаивал идеалы республиканизма — граждан­ские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом, справедливость как моральную норму. Эти принципы зафиксированы в консти­туции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает раз­рыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе пат­риотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая кон­цепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни — Пальмиери.

Маттео Пальмиери (1406—1475) по­лучил образование в университете Флоренции, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О граждан­ской жизни», поэмой «Град жизни», историческими работами («История Флоренции» и др.). В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая подлинным ее носителем народ, он настаи­вал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинст­ва. Политический идеал Пальмиери — республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обяза­тельный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, вер­ного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» высказал мысль о неспра­ведливости частной собственности, порождающей неравенство и пороки.

Деятельность одного из выдающихся итальянских гуманистов 15 в. Лоренцо Баллы (1407—1457) была тесно связана с университетом Павии, где он преподавал риторику, с Неаполем — многие годы он служил сек­ретарем у короля Альфонса Арагонского, и с Римом, где он про­вел последний период жизни в должности секретаря папской ку­рии. Его творческое наследие обширно и многообразно: труды по филологии, истории, философии, этике, антицерковные сочинения.

Всесторонняя гуманитарная образованность помогла Балле доказать подложность так называемого «Константинова дара», в котором обосновывались притязания папства на светскую власть. Гуманист выступил с обличением римского престола в многочис­ленных преступлениях, совершенных за долгие столетия его гос­подства в христианском мире. Резкой критике подверг он и ин­ститут монашества, считая христианскую аскезу противной при­роде человека. Все это вызвало гнев римского духовенства: в 1444 г. Баллу привлекли к суду инквизиции, но его спасло заступничест­во неаполитанского короля.

Балла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Считая их независимыми сферами духов­ной жизни, он ограничивал прерогативы церкви только верой. Светская культура, отражающая и направляющая мирскую жизнь, по мнению гуманиста, реабилитирует чувственную сторону чело­веческой природы, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Такая позиция не противоречит, по его убеждению, основам христианской веры: ведь бог присутству­ет в сотворенном им мире, поэтому и любовь ко всему естествен­ному означает любовь к творцу. Гуманист уравнивает «дух» и «плоть», чувственные наслаждения и наслаждения разума. Более того, он утверждает: человеку по­лезно все — как природное, так и созданное им самим, что дарует ему радость и блаженство, — и видит в этом знак божественного благоволения.

Иное направление в итальянском гуманизме 15 в. составило творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472) — выдающегося мыслителя и писате­ля, теоретика искусства и архитектора. Выходец из знатной фло­рентийской семьи, Леон Баттиста окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в Римскую курию, где провел бо­лее 30 лет. Ему принадлежали труды по этике («О семье», «Домо­строй»), архитектуре («О зодчестве»), картографии и математике, Его литературное дарование с особой силой проявилось в цикле басен и аллегорий («Застольные беседы»). Как архитектор-практик Альберти создал несколько проек­тов, заложивших основы ренессансного стиля в архитектуре.

У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии древних — Платона и Аристотеля, Цицерона и Сене­ки, других мыслителей. Ее главный тезис — гармония как непре­ложный закон бытия. Гармонически устроенный космос порож­дает гармоническую связь человека и природы, индивида и обще­ства, внутреннюю гармонию личности. Для противоборства с Фортуной человек должен находить силы и в себе самом — они даны ему от рождения. Воспитание и образо­вание призваны развить в человеке естественные свойства нату­ры — способность познавать мир и обращать себе на пользу до­бытые знания, волю к активной жизни, стремление к добру. Человек по природе творец, его высшее призвание быть устроителем своего земного бытия. Разум и знания, добродетель и творческий труд — вот силы, помогающие бороться с превратностями судьбы и ведущие к счастью. А оно — в гармонии лич­ных и общественных интересов, в душевном равновесии, в зем­ной славе, венчающей истинное творчество и добрые дела.

Ведущую роль в воспитании играет семья, в которой он видит основную социальную ячейку, обязанность воспитывать подрастающее поколение в духе новых принципов. Интересы семьи он считает главными: можно отказаться от государственной деятельности и сосредото­читься на хозяйственных делах, если это принесет пользу семье, и это не нарушит ее гармонии с обществом, поскольку благосо­стояние целого зависит от благосостояния его частей.

Во 2-й пол 15 в. в ита­льянском гуманизме складывается еще одно направление — фло­рентийский неоплатонизм, развивавшийся в рамках деятельности Платоновской академии, своеобразного литературно-философского центра Флоренции. Главой академии со времени ее основания в 1462 г. до конца столетия был выдающийся гуманист-философ Марсилио Фичино (1433—1499). Он перевел с греческого на ла­тинский многие сочинения Платона и античных неоплатоников, которые послужили основой для формирования философии неоплатонизма. В деятельности Платоновской ака­демии принимали участие наряду с видными гуманистами пред­ставители более широкого круга научной и художественной ин­теллигенции; Козимо и Лоренцо Медичи, оказывавшие покровительство академии, присутствовали на ее заседаниях.

Характерные черты этого направления в гуманизме — культ ра­зума и знания, осмысление социальной роли науки, интерес к философско-теологической проблематике, определению места человека в мире. Здесь широко раздвигались горизонты человеческого познания; в мощи пытливого ума человек, чьей мысли подвластен мир, сближался с Богом. Эта концепция оказала влияние на изобразительное искусство Высокого Возрож­дения, на творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Антифеодальный характер гуманистической идеологии

Гуманистическая идео­логия имела широкую платформу, но основу ее составляли прин­ципы, которые разделяло большинство гуманистов. Это — пони­мание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, утверждение права личности на свободное раз­витие ее способностей, на приобретение знаний, обогащающих разум, на борьбу за счастье в земной жизни. Все гуманисты схо­дились в признании высокой нравственной роли труда, ценили творческую, созидательную мощь человека. Именно в труде, дея­ниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. В этом новом взгляде на человека и его возможности четко выявлялся антифеодальный характер гуманистической идеологии. В гуманизме не было места уничижению человека, неверию в силу его разума, в его творчес­кие способности, пониманию труда как наказания, а мирской жизни — как юдоли греха и печали, словом, всего, что было свойст­венно официальной церковно-феодальной идеологии. Гуманисты были последовательны в критике сословных представлений, они отвергали феодальное понимание благородства как атрибут знатно­го происхождения, связывая эту этическую категорию с нравст­венным совершенством и доблестными деяниями самой личности. «Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами и такими деяниями, которые являются результатом нашей собственной воли», — писал гуманист Браччолини в диалоге «О благородстве».

Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и на­копительства. Они оправдывали накопительство с гражданствен­ных позиций: богатство приносит пользу обществу и служит ос­новой достойной жизни его членов. В отличие от средневековой традиции они не считают бедность атрибутом нравственной жиз­ни. Бедность так же, как богатство, если неразумно им распоря­жаться, может толкнуть человека к преступлениям. Безусловному осуждению подлежит, по их мнению, ростовщичество, чрезмер­ная страсть к стяжательству. Нормам жизни паразитирующего дворянства с их рос­кошью, пышными празднествами и охотами противопоставляют­ся бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, строительство ук­рашающих город зданий, меценатство. В этом отличие гуманис­тической позиции от средневековой этики.

Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с хрис­тианской религией, по сути, отрицало многие традиции средне­вековой церковно-феодальной культуры. Оно утверждало радость земного бытия и звала к твор­ческой активности и свободомыслию. Всё это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций.

Искусство Раннего Возрождения

Гуманистический идеал чело­века нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве 15 в., которое в свою очередь обогатило этот идеал художественными средствами. Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зод­чие — Брунеллески, Микелоццо, Альберти, Филарете.

Формируется новый тип здания — палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений. Широкое применение находит восходящая к анти­чной основе ордерная архитектура. Совершенство пропорций, простота фасадов, просторные интерьеры — характерные черты нового архитектурного стиля, не подавлявшего, а возвышавшего человека. Ренессансная архитектура требовала более глубоких тео­ретических, математических и инженерно-строительных знаний. Уже Филиппе Брунеллески (1377—1446) разрешил чрезвычай­но сложную техническую задачу — возведение купола на Фло­рентийском соборе Санта Мария дель Фьоре. Построенные по его проекту церковь Сан Лоренцо, капелла Пацци и другие со­оружения во Флоренции отличает строгая гармония частей, со­размерность здания человеку. Первый, крупный теоретик ренессансной архитектуры Альберти расширил ее проблематику, вклю­чив в нее градостроительство, детально разработал на матема­тической основе учение о пропорциях. Свои теоретические поло­жения он применил в проектах палаццо Ручеллаи во Флоренции, церкви Сан Себастьяно в Мантуе, в других постройках.

В скульптуре высокого уровня достигает искусство рельефа, от­меченное пластичностью фигур, светской интерпретацией рели­гиозных сюжетов. Крупнейшими скульпторами, в творчестве ко­торых формировался ренессансный стиль, были Гиберти, Дона­телло, Веррокио. В скульптуре быстро развивается искусство портрета. Она отделяется от архитектуры, появляются статуи, сво­бодно стоящие на площади (памятники кондотьерам в Падуе и Венеции). Основоположником живописи итальянского Возрож­дения был Мазаччо (1401—1428). Его фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции исполнены жизненной реальности и пласти­ческой выразительности, героической возвышенности образов и композиционной простоты. Флоренция становится главным цент­ром ренессансной живописи Италии. Во 2-й пол. 15 в. художники активно ищут принципы по­строения перспективы для отражения трехмерного пространства, стремятся к пластической выразительности образов и колористи­ческому богатству.

В этот период складываются различные школы и направления. Так, флорентийский мастер Филиппе Липпи увлечен жанровым повествованием, это направление по-своему развивает Доменико Гирландайо: в его религиозных по тематике, но проникнутых светским духом композициях (фрески в церкви Санта Мария Но­велла и др.) находят отражение детали городского быта. Сандро Боттичелли (1445—1510) создает одухотворенные образы на осно­ве античной мифологии (картины «Весна», «Рождение Венеры» и др.). Крупнейшим художником умбрийской школы был Пьеро делла Франческа. Он доводит до совершенства перспективное построение своих работ. К умбрийской школе принадлежали Перуджино и Пинтуриккьо — мастера пространственных компози­ций с поэтическими пейзажными формами. Венецианская школа живописи дала имена выдаю­щихся художников — Антонелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, создававших выразительные портреты, многофигурные композиции, торжественные и в то же время изоби­лующие деталями венецианского быта.

В живописи, графике, скульптуре, медальерном искусстве ши­роко распространился жанр портрета, тесно связанный с гума­нистическими идеями. Если в коллективном портрете нач. 15 в. заметно влияние идей гражданского гуманизма, то для последующих десятилетий более характерен индивидуальный портрет, отражавший гуманистический идеал человека, интерес к личности. Процесс взаимообогащения ренессансного искусства и гуманизма проявился и в развитии эстетических идей — их вы­двигали не только гуманисты, но и многие художники.

Развитие наук

Раннее Возрождение в Италии было ознамено­вано бурным подъемом не только искусства, но и наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей — этике — сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия. В этике наиболее четко обозначился разрыв гуманизма со средневековой традицией.

В органическом единстве с этикой складывались и социально-политические концепции гуманизма. Их объединял основопола­гающий принцип: совершенствование человека и общества взаимо­обусловлены, главную роль в этом процессе играет просвещение. Рука об руку с этикой шло развитие педагогики и исторической мысли. В педагогике сложилась новая теория воспитания и образования и новая методика преподавания. Педагогика ставила целью воспитание свободной, высоконравственной личности, все­сторонне развитой, способной раскрыть все свои природные за­датки в творческом труде на благо себе и обществу. Обучение строилось на основе уважения к личности ученика, привития навыков самостоятельного мышления.

В историографии Возрождения также наметился решительный отход от средневекового понимания исторического процесса как божественно заданного. Гуманисты рассматривали историю как процесс спонтанного развития, в котором активная сила — сам человек. Для гуманистической историографии характерно и критическое отношение к историческому источнику. В истории, следуя античной традиции, гуманисты видели «наставницу жизни», черпали в ней аргументацию для обоснования политической прак­тики своего времени.

Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz