Лекция 2

Эпоха реформации

Гуманистические истоки реформации

Возрождение, начатое итальянцами, стало в кон. 15 в. распространяться за Альпами. Главный его представитель — голландец Эразм из Роттердама (1469— 1536), учившийся в Кёльне и Париже, потом живший в Лондоне и Оксфорде, побывавший в Италии и под конец жизни поселившийся в Базеле. Главная цель его состояла в издании чистых, неиспорченных текстов греческих и римских писателей и в их истолковании. В числе изучавшихся им текстов видное место занимал и Новый Завет. По мысли Эразма, все должны были узнать «проповедь о Христе из самого источника», т.е. Евангелие должно стать общим достоянием всего грамотного мира.

Эразм возмущен испорченностью, невежеством клира, который только портит парод. В своей сатире «Похвала глупости» он осмеивает слабости и пороки своего времени. Эразм приобрел необыкновенную популярность во всей Европе. Он поддерживал огромную переписку, его звали к своим дворам государи; к нему, как на богомолье, отправлялись многочисленные поклонники. Угодливый перед властями, он ненавидел «сумятицу», не хотел ломки, крутого переворота, восстания. Напротив, он думал найти в папе, в образованных прелатах и государях покровителей «добрых знаний»; они и должны были, по его мнению, открыть золотой век мирного процветания науки и просвещения народа.

В Германии гуманистическая наука скоро приобрела множество поклонников. Масса типографий — их насчитывали до тысячи к 1500 г., в одном Нюрнберге было 25 — содействовали распространению нового научного интереса. Но в многочисленных германских университетах преподавание велось по-старому и находилось большей частью в руках монахов.

В войне, которую вели поэты и гуманисты против монашеской учености, один эпизод занял внимание всего германского общества. Особенный успех имела анонимная сатира под названием «Письма темных людей». Ее автор - Ульрих фон Гуттен (1488— 1523), из бедного рыцарского рода, беспокойная натура, в молодости бежавший из монастыря, то буйный студент, то солдат, то придворный архиепископа, то дипломат на императорской службе.

Начало Реформации в Германии. Лютер

Поводом к расколу послужил вопрос второстепенный, а открыл борьбу человек, хотя сильный талантом и энергией, но далеко не передовой по своим идеям.

Мартин Лютер (1483—1546), сын саксонского крестьянина, натура необузданная, способная болезненно преувеличивать свои чувства, рано ушел в монастырь. Курфюрст саксонский Фридрих Мудрый пригласил Лютера профессором вновь основанного университета в Виттенберге. Когда в Германии начали продавать индульгенции для построения храма св. Петра в Риме, Лютер, движимый своей ревностью к вере и считая папу невиновным в великом злоупотреблении, вызвал на спор доминиканца, распространявшего грамоты. В них говорилось между прочим: «Если бы папа узнал о грабительстве проповедников, ходящих с грамотами, он бы лучше сжег церковь св. Петра, чем строить ее за счет плоти, крови и костей порученных ему овец. У церкви одно истинное сокровище, это — святейшее Евангелие о величии и благости Божией».

Усердные противники ускорили разрыв Лютера с Римом. Теперь Лютер чувствует себя свободным от всякого страха перед церковными авторитетами. Он зовет своих соотечественников «броситься с оружием на развратителей, кардиналов и пап, на всю шайку римского Содома и умыть руки в их крови». Во всей Германии горячо отзывались на его слова. Гуманисты, только что выдержавшие спор с «темными людьми», видели в Лютере восходящую силу в борьбе за просвещение. Глава недовольных имперских рыцарей, Зикинген, предлагал Лютеру в виде убежища свой замок; Гуттен вступил с ним в переписку и соединился для борьбы за права немецкого народа. В сатире «Римская Троица» он изображает Рим огромным складом добра, награбленного со всего света. Объявляя Риму войну, Гуттен приписывает в конце: «Да здравствует свобода! Жребий брошен!»

Лютер и сам обращается к мятежному рыцарству и набрасывает очертания реформы. Пусть созовут собор. Папа, «жалкий, смердящий грешник», пусть будет лишен светской власти и займется Библией и молитвенником. Не должно быть вообще различия клира и мирян. «Все христиане — священники». Община сама будет избирать своих духовных руководителей. Призыв «к христианскому дворянству», напе­чатанный в 4000 экземплярах, разошелся в несколько дней. Христиане должны быть свободны от внешних предписаний и обрядов, потому что, «внутреннее существо человека и Бог — это одно и то же».

Лютер отказался потом от многого, что было сказано им в пылу возбуждения. Но к 1520 г., когда выходили его мятежные произведения, он был настоящим народным героем. В Германии готовилась революция. Причины ее заключались в общем положении страны.

Политическая ситуация в Германии в нач. 16 в.

В огромной стране, включавшей в себя, кроме нынешней Германской империи, Нидерланды, Австрию и Прибалтику, не было общего порядка. Император был лишь одним из сильнейших князей, рейхстаг — съездом самостоятельных и частью враждебных между собой князей и городских властей. Не имея ни войска, ни финансов, империя не могла обеспечить безопасность от врагов и внутри страны. Поэтому на рейхстагах постоянно поднималась речь о реформе империи. Но при всяком приступе к реформе обнаруживалась противоположность интересов между князьями и независимыми, так называемыми имперскими, городами. Князья имели по сравнению с городами огромный перевес в размере земельных владений; города, лежащие небольшими пятнами на территории империи и среди княжеств, преобладали своим капиталом.

В нач. 16 в. при императоре Максимилиане крупные князья приступили к реформе. Они решили объявить обязательный мир по всей империи, установить имперский суд для разбора столкновений и наказывать нарушителей мира при помощи вооруженной силы. Но Максимилиан расстроил попытку князей составить союзное правительство, которое вовсе отодвинуло бы его в сторону. Бессильный править сам в Германии, император имел, однако, столько средств, чтобы помешать всякому другому правлению. Он отлично устроил свои династические дела: собственным браком приобрел «бургундское наследство», т.е. Нидерланды, а браками своих детей и внуков обеспечил потомству испанскую корону, Богемию и Венгрию.

Во второй раз князья попытались устроить союзное правительство из своей среды после избрания императором Карла V. Чиновники и юристы, состоявшие па службе князей, выработали план общего таможенного сбора с товаров, ввозимых в империю; это обещало крупный доход, главным образом с торговых городов. У князей была еще одна важная забота: они желали получить в свое распоряжение церковные владения. Между тем, богатые аббатства, монастыри и вообще духовные владетели знали только одного владыку, римского папу, и платили взносы только в Рим. Светские владетели были крайне склонны увеличить земли за счет этих духовных имуществ. Поэтому они присоединялись к жалобам на жадность и несправедливые притязания римской курии. Почти одновременно с грозными вызовами Лютера рейхстаг послал в Рим изложение «Ста обид немецкой нации». В них выражались многие желания, разделявшиеся всем пародом. У рыцарей и городов были свои основания добиваться общей реформы церкви в пределах империи. Рыцари, давно переставшие нести имперскую службу, разоренные и упорно уклонявшиеся от труда, надеялись увеличить свои наделы и доходы от захвата земельных угодий и запасов церкви. Города имели перед глазами церковные богатства: дворцы, обители, богадельни, училища и гостиницы епископов и монашеских орденов. Просвещенные деятельные горожане хотели воспользоваться учреждениями и ка­питалами церкви, чтобы устроить светские школы для общего образования в новом духе.

Враждебные господству римской церкви германские партии очень расходились между собой. Общий клич был: «Реформация, жизнь согласно чистому учению Писания», но каждая группа вкладывала особый смысл и содержание в эти общие слова. Князья и большие города хотели образовать особую германскую церковь, получить материальные владения церкви и подчинить себе духовенство; к ним присоединялись по большей части люди умственного труда, ожидавшие от этой перемены освобождения науки и искусства, очищения и возвышения самой религии. Рыцари, городские пролетарии и крестьяне добивались полного перераспределения собственности.

В эту возбужденную среду попади призывы Лютера и Гуттена. Казалось, что они и открывают давно ожидаемую всеми новую эпоху для Германии. В Германию прибыл вновь избранный Карл V и созвал рейхстаг в Вормсе на Рейне (1521 г.). Сюда император пригласил Лютера. Перед императором и князьями Лютер должен был изложить свои взгляды. Он сначала смутился, но потом стал защищаться твердо и определенно. Когда император прервал его длинную речь и потребовал отречения, Лютер объявил, что убеждение его может поколебаться только, если противники докажут его неправоту Писанием. Хотя Лютеру дали свободно уехать, но можно было опасаться ареста на дороге. Поэтому доброжелатель Лютера, курфюрст саксонский, спрятал его в одном из своих замков. Лютер не произвел никакого впечатления на императора. Карл V, не понимавший по-немецки, занятый общеевропейскими планами, совершенно чуждый германскому движению, издал указ (Вормский эдикт), которым наложил опалу на Лютера, приговорил сочинения его на сожжение.

Карл V вынужден был тотчас же после рейхстага в Вормсе уехать из Германии. В стране, предоставленной собственной участи, начались волнения. Народ местами врывался в церкви, ломал иконы и украшения, изгонял монахов и прелатов. Движение против Рима было особенно сильно в городах Южной Германии, где с давних пор распространялись еретические секты.

Под давлением общего голоса рейхстаг, собравшийся в отсутствие императора в городе Нюрнберге, признал, что сочинения Лютера открыли великое зло в устройстве церкви: для ее реформы необходимо созвать общий сбор не только из духовных, но и светских лиц.

Революция в Германии

Ни властью императора, который оказался противником всякой реформы, ни общим решением чинов в Германии ничего нельзя было добиться. Недовольные выступили теперь помимо и против высшей имперской власти. Гуттен в ряде памфлетов объявил банкиров, юристов и клириков истинными разбойниками, а князей — тиранами и звал города соединиться с рыцарями для защиты свободы.

Следом за рыцарями поднялись крестьяне во всей почти Южной Германии и во многих местах Центральной (1524—1525). В Швабии проповедник Шанеллер составил «12 основных и главных положений всего крестьянства». В этом земледельческом манифесте чисто деревенские желания соединены с реформой в духе Евангелия. Первое требование крестьян — чтобы священника выбирал народ и чтобы была отменена крепостная зависимость, потому что «Христос всех нас без исключения освободил и искупил своей драгоценной кровью, последнего пастуха наравне с самым знатным; а потому ясно из Писания, что мы все свободны, и мы хотим быть свободны». Затем крестьяне требуют возвращения отнятых у них общинных земель, свободного пользования водами, лесом, ловлей рыбы и дичи, умеренной и справедливой барщины и оброка. Они готовы сохранить старый порядок владе­ния и взносы, даже десятину; только они сами будут собирать ее на содержание священников.

Эти требования были очень умеренны. Но так как князья и сеньоры-владетели большей частью отказались их принять, крестьяне стали собираться большими отрядами, громить дворянские усадьбы и двинулись па города; к ним присоединялись ландскнехты, не имевшие дела, а во главе отрядов местами становились обедневшие рыцари. В свою очередь союз швабских городов, располагавший хорошим наемным войском, начал против крестьян истребительную войну.

В другой области, Франконии, крестьянам удалось соединиться с радикальной партией среди горожан. В манифесте восставших подробно изложена политическая реформа, которая должна была превратить нестройную империю в демо­кратическую монархию. Предполагалось уничтожить дробность страны; в империи должно быть одно законодательство, одна монета, все пошлины и сборы при переезде из одного владения в другое уничтожаются; все люди получают равенство перед законом и свободу передвижения. Князья и другие сеньоры должны лишиться своей власти и обратиться в простых чиновников; если они не захотят уступить, крестьяне пойдут против них в союзе с рыцарями и горожанами. Над всеми должно стать одно центральное правительство. В суде должны быть только выборные заседатели. Крестьянам надо дать возможность выкупить свои повинности и приобрести во владение земли, на которых они работают.

Местами восставшие выставляли требования еще более решительные; в Тироле, где было много свободных крестьян, их съезд принял проект: пусть не будет больше городов, а останутся одни деревни, и пусть никто не возвышается над другими; надо уничтожить купечество. Рудники, торговля, ремесло,— все это должно поступить в распоряжение государственной власти, которая возьмет в свои руки заботу о благоустройстве народа.

В Тюрингии крестьяне под руководством проповедника Томаса Мюнцера образовали большой коммунистический лагерь. В восстании каждая группа по-своему представляла себе святой божий порядок на земле и проповедовала свою реформацию. Требования полного общественного переустройства по большей части соединялись с крайними религиозными идеями.

В первых своих произведениях Лютер говорил о том, что для человеческого духа, свободно возносящегося к Богу, не нужны ни символы, ни догматы. Самые ревностные сторонники и единомышленники начали звать народ на свободную проповедь вне церквей. Другие проповедники в более мягкой форме развивали тот же взгляд. В Нюрнберге, Аугсбурге, Страсбурге образовались кружки людей свободной мысли - это было начало великого умственного освобождения. Сторонники свободной религиозной мысли видели главную цель во внутреннем просветлении человека. Мюнцер обещал за все страдания парода наступление царства Божия на земле, земной рай всеобщего равенства и братства. Когда началось восстание, проповедь Мюнцера приняла более мрачный, ожесточенный характер. Он стал звать себя новым Моисеем и приглашал Божий парод к очищению земли огнем и мечом; все власть имущие — нечестивцы, оскорбляющие Господа. Перед Мюнцером несли красный крест и обнаженный меч.

Движение крестьян сначала казалось очень грозным. Но оно скоро было рассеяно. Бедный класс в городах не оказал деятельной поддержки крестьянам. Богатые горожане, напротив, соединились с князьями и прелатами для подавления мятежа. Сельские дружины, плохо вооруженные, необученные военному делу, всюду были разбиты наемными ландскнехтами

Революция 1525 г. захватила не одни интересы деревни: рыцари, ремесленники, мелкие чиновники, священники, учителя принимали в ней участие; в проекты реформ были вложены политические идеи людей разных званий и классов. Поэтому несчастливый исход крестьянского движения был вообще концом всех надежд на общую великую реформу империи, народного быта и просвещения.

Умеренная Реформация

Победителями из борьбы вышли князья и частью самостоятельные города: в руках этих отдельных сил и осталось дело реформы церкви. Рейхстаг 1526г. предоставил всякому чину империи (т.е. отдельным князьям и городам) поступать в вопросах веры по своей совести и усмотрению.

Сторонники реформы начали с отбирания имуществ, принадлежавших монастырям и духовенству. Это происходило главным образом в Северной и Восточной Германии. Замечательным примером секуляризации было превращение Тевтонского духовно-рыцарского ордена в светское Прусское герцогство, причем его владыка-монах обратился в наследственного князя, а братья-рыцари — в наследственных же владетелей больших имений.

Другое последствие местных реформации заключалось в том, что вместо зависящих от Рима клириков, были назначены проповедники и богословы, готовые подчиниться местным князьям или городским магистратам. Духовное звание совершенно изменило свой характер. Новые пасторы не были связаны монашескими обетами, не были облечены таинственной благодатью и не возвышались над мирянами; они считались простыми учителями и толкователями открытого и доступного всем Писания. По поручению властей Лютер и другие евангелические проповедники, отрекшиеся от папы и Рима, отправлялись по городам и деревням, чтобы уничтожить «языческие» обряды, отменить торжественную мессу, посты и почитание мощей, ввести богослужение на народном языке и утвердить учение, согласное Библии. Предполагалось, что эти перемены составляют возврат к первоначальному чистому христианству, единственным посредником между Богом и людьми они признавали Христа. Все это отвечало требованиям, которые были раньше выставлены реформаторами, но в одном важном вопросе. Лютер должен был смириться и уступить: новые священники не выбирались свободно общинами прихожан, как он требовал в первых своих революционных сочинениях. Их теперь назначали местные правители, князья, которые с отменой епископов присвоили себе сами епископскую власть и стали считаться главами местных церквей. Эти черты устройства и составляют лютеранскую Реформацию.

Между тем и та умеренная реформа, которую удалось провести в некоторых областях и городах Германии, подвергалась опасности. За год до возвращения императора Карла V большинство членов рейхстага, испуганное евангелическим движением, потребовало остановки секуляризации впредь до созыва общего собора. Меньшинство протестовало против этого решения. С тех пор за сторонниками Реформации закрепилось название протестантов. На следующий год на рейхстаге в Аугсбурге (1530) протестанты представили императору свое исповедание. Все церковные нововведения были, однако, запрещены, и сторонникам Реформации пригрозили опалой. Но император тем не менее не в силах был восстановить единство в церкви и империи; два раза император заключал религиозный мир с протестантами и предоставлял им свободу исповедания. Через десять лет после аугсбургского рейхстага Карл V пытался даже устроить соглашение между католиками и протестантами по главным спорным вопросам. Но в лагере протестантов большинство оказалось непримиримым, и соглашение не состоялось.

Кальвинизм

В этих условиях протестантизм стал принимать боевой характер. Основателем нового направления был Кальвин (1509—1564), французский ученый, бежавший из Парижа по обвинению в протестантизме и сделавшийся проповедником в Женеве (1534г.).

Город этот с небольшой территорией принадлежал империи, но давно оторвался от нее. Женева служила убежищем для итальянских и французских эмигрантов, спасавшихся от преследований за веру: этот прилив сделал город из делового банкирского узла также центром протестантского богословия и пропаганды, которая пошла в другие страны.

Кальвин в своем «Наставлении в христианской вере» он обратил требования протестантов в новые непререкаемые догматы. Кальвин требовал монастырской тишины и строгости нравов, и женевская городская дума установила надзор за гражданами. Граждане должны были посещать все церковные службы, и особый патруль обходил дома, чтобы выгонять в церковь ленивых. Запрещены были всякие развлечения: песни, танцы, игры. В Женеве водворились темные костюмы, не слышно было смеха. Возникло новое уголовное право, карающее всякое оскорбление имени Божия. В Женеве опять вернулись к церковному отлучению со всеми его тяжкими последствиями: духовное наказание, наложенное консисторией, могло также привести к тюрьме, изгнанию и казни. Церковь Кальвина в Женеве совершенно сравнялась по нетерпимости с католической.

Начало Реформации в Англии

Оппозиция папству существовала в Англии еще с 15 в. Высшие классы хотели иметь независимую национальную церковь; в народе распространилась Библия па родном языке. Около 1500 г. под влиянием итальянских гуманистов и Эразма образовался кружок ученых просветителей, которые ставили целью нравственное очищение церкви и путь к нему видели в изучении античной литературы и отцов церкви.

Король Генрих VIII (1509—1547), по обычаю времени, держал сторону просветителей; самый талантливый из оксфордских реформаторов, Томас Мор, был близким к нему человеком. Но английский король совсем не думал о реформе церкви: в 20-х годах во время великого кризиса в Германии, он считался оплотом католичества, находясь к тому же в родстве с испанским домом, и сам писал резкие возражения против Лютера. Чисто личные дела повели к разрыву его с Римом. Папа отказался дать Генриху VIII развод с первой женой, испанской принцессой. Тогда король обратился к английскому парламенту и духовенству.

И парламент, и духовенство легко было увлечь к резким заявлениям против Рима: оба собрания признали правильность развода и высказались против вмешательства папы в дела Англии. После того, как университеты и собрания духовенства высказались против власти римского папы над Англией, парламент, по требованию Генриха VIII, Актом о верховенстве объявил короля главой церкви (1534). Вместо обычной молитвы за папу было предписано в церквах читать: «Избави нас, Господи, от тирании римского епископа!». Духовные лица и светские чиновники должны были приносить королю особую присягу, как главе церкви.

Но это вовсе не значило, что в Англии открывались двери протестантскому учению. Напротив, сторонников евангелического направления преследовали и сжигали в качестве еретиков; одновременно с ними, в силу «законов об измене», казнили, уже в качестве политических преступников, тех католиков, которые не соглашались признать церковное главенство короля; среди них был и Мор.

Так же, как в скандинавских странах, король Англии извлек из церковной реформы большую финансовую выгоду и поделился ею с дворянством. Новому любимцу, Томасу Кромвелю, было поручено в качестве генерального викария короля в церковных делах, произвести ревизию монастырей и духовных госпиталей под видом проверки политической благонадежности клириков и образа их жизни. Кромвель и его подчиненные наскоро со­ставили огромный обвинительный акт, «Черную книгу», на основании которой приступили к конфискации церковного имущества. Начались казни аббатов. Испуганные клирики в монастырях сами признавались в невероятных грехах, чтобы спасти жизнь, и предлагали отобрание церковного имущества. Монастырские земли распродавались спешно и достались большей частью придворным и дворянству. Король посадил новых лордов в Верхнюю палату на места, освободившиеся вследствие исчезновения аббатов. Но Кромвель также вызвал подозрения Генриха VIII и был казнен.

Со смертью Генриха VIII, при его малолетнем сыне Эдуарде VI, выступили сторонники более решительной Реформации; они признали Писание единственной основой вероучения. Отделившаяся от Рима англиканская церковь усвоила, таким образом, протестантское учение и сохранила епископальный строй.

Закрытие монастырей и конфискация церковного имущества сопровождались народными волнениями. В Англии правительство, а не народ, совершило переворот и разбило внешние символы старого культа; низшие классы, напротив, местами выступали на защиту его. Крестьянские восстания в Англии были похожи на германское движение 1525 г.: простой народ выступал и здесь во имя понятого по-своему божественного права. Дворянская конница не могла сладить с восстанием. Пришлось пустить в дело артиллерию, наемных итальянских мушкетеров и немецких ландскнехтов, и лишь с помощью этого иностранного войска восстание было подавлено.

Раскол в Германии

В сороковые годы 16 в. протестантизм достиг в Германии наибольшей силы. Три курфюрста (Бранденбург, Саксония, Пфальц) уже стали протестантами. Четвертый, архиепископ Кёльнский, готовился, с согласия земских чинов, обратить свое духовное владение в светское княжество, подобно Пруссии; если бы он перешел к новой вере, это дало бы протестантам перевес в коллегии семи избирателей, и верные католичеству Габсбурги были бы устранены от императорской короны. Протестанты давно уже образовали военный союз, но действовали врозь и пропустили испанские войска императора, стоявшие в Италии, через альпийские проходы. Часть протестантских князей даже перешла на сторону Карла V. Император взял в плен главу сопротивлявшихся протестантов, курфюрста саксонского.

Карл стоял наверху своего могущества: он добился созыва общего собора в Триденте (в южном Тироле на границе империи и Италии), заставил протестантов принять в нем участие, а пока дал Германии свой церковный порядок с незначительными уступками Реформации (1548). Сохраняя в стране испанские войска, Карл нарушал главное условие своего избрания в императоры. Вместо определенного союза почти самостоятель­ных владетелей и городских республик, Германия, казалось, превратится в католическую монархию при поддержке иноземных сил.

В последующих переговорах с князьями император вынужден был сделать уступки. В 1555 г. рейхстаг в Аугсбурге утвердил религиозный мир. Обе стороны согласились вернуться к тому положению, которое было за 30 лет перед тем, т.е. каждому чину было предоставлено поступать в делах веры по своему усмотрению. Подданные обязаны были держаться религии своих областных правителей. В Германии осталось прежнее раздробление и отсутствие центральной власти. Аугсбургский религиозный мир закрепил церковный раскол в Европе.

Несмотря на замирение Германии, война Карла V с Францией продолжалась. Большая общеевропейская война (1552—1559) сильно затронула интересы населения различных стран. Банкиры давали крупные суммы, пользуясь финансовой горячкой, охватившей широкие круги общества. Французскому правительству удалось таким путем создать себе значительный заем для войны.

Финансовые дела Карла V были гораздо хуже. Непрерывные войны его 35-летнего правления сделали его неоплатным должником немецких и итальянских банкиров. Приближался жестокий кризис. Карл V не смог его перенести; он отрекся от престола и ушел в монастырь. Наследство его разделилось на две неравные части: главная -Испания, Нидерланды, итальянские владения, Новый Свет - отошла к его сыну Филиппу; австрийские владения и императорская корона Германии - к брату Фердинанду.

Нидерландская революция

Филипп II на первых порах сохранил в Нидерландах порядки Карла V, но, удалившись сам в Испанию, оставил управление страны своей сестре Маргарите Пармской. В государственном совете, окружающем правительницу, сидели крупные нидерландские сеньоры. Но в действительности делами руководил тайный совет (Консульта), во главе которого находился иностранец, кардинал Гранвелла; это было первым нарушением нидерландских вольностей.

В Нидерландах распространились главным образом воинственные и крайние формы протестантизма, сюда направилась сильная пропаганда кальвинизма из Женевы, и переходили протестанты из Германии. В деревнях сектантство принимало еще более демократический вид: массы парода сходились по несколько тысяч на открытых местах; сход загораживался повозками и срубленными деревьями; в середине становился на воз­вышении проповедник, ближе к нему женщины, дети, безоружные; снаружи большим кольцом помещались вооруженные и всадники на случай защиты от нападений; народ пел псалмы и приходил в восторженное состояние.

Испанский король увеличил число епископов, назначил на высшие духовные места испанцев и приготовился ввести в стране испанскую инквизицию. Судьи по духовным делам разъезжали по стране и присуждали к сожжению всех, кто читал Библию и отказывался идти в католические церкви.

Испанская администрация вызывала сильное недовольство в Нидерландах. Дворяне, средние и мелкие, поступили достаточно решительно. Они составили «святую кон­федерацию» и союз, обязавшись взаимной клятвой искоренять инквизицию, составляющую причину всех беспорядков и несправедливостей. Договор этот подписали одинаково католики и протестанты, но текст его был написан кальвинистским рыцарем-литератором Марпиксом. В составе нескольких сот дворяне отправились к прави­тельнице, чтобы подать ей прошение об отмене религиозных указов и созыве Генеральных штатов, к которым не обращались уже в течение десяти лет. На большом банкете, происходившем несколько дней спустя, дворяне составили «союз гёзов», т.е. нищих, принявши в качестве имени партии обидную кличку, которую давали разорившимся рыцарям. В городах Фландрии и Голландии, а особенно в индустриальных деревнях движение было гораздо более грозно. Большие толпы вторгались в католиче­ские церкви и разбивали «знаки идолопоклонства», алтари, статуи, иконы и украшения.

Правительнице удалось разъединить недовольных, привлечь па свою сторону аристократию и часть рыцарей и с их помощью подавить народные мятежи. Но Филипп снова вызвал общее движение, решив применить в Нидерландах беспощадную строгость.

В Нидерланды был отправлен герцог Альба с испанским войском. Папа советовал захватить по дороге оплот протестантов, Женеву. Согласно с понятиями своего государя, Альба придерживался того взгляда, что «лучше страна разоренная, по верная Богу и королю, чем богатая, но еретическая и преданная дьяволу». Тотчас же по прибытии в Брюссель Альба учредил «Совет о беспорядках», т.е. исключительный суд для преследования ереси. В короткое время испанские инквизиторы, засевшие в нем, арестовали и присудили к смерти огромное количество людей; долгое время на деревьях висели скелеты повешенных, которых никто не смел похоронить. В числе казненных будто бы за измену были крупные сеньоры, между ними верный католичеству Эгмонт; Вильгельм Оранский успел убежать в Германию..

Испанские налоги легли невыносимым бременем на торговлю Нидерландов. Множество людей, разоренных или преследуемых за веру, бежало из страны; частью они бросились на родную стихию нидерландцев, море, и обратились в пиратов. Эти «морские гёзы» захватили несколько прибрежных мест и оттуда жестоко обрушивались на католиков, как испанцев, так и своих единоплеменников; они вешали священников, издевались над церковными святынями; некоторые носили шляпы с полумесяцем и надписью: «лучше будем турками, чем папистами». В то время, как гёзы тревожили Альбу партизанской войной, Вильгельм Оранский стал вербовать в Германии и во Франции наемные отряды и отправлять один за другим против испанцев. Он принял теперь протестантизм. Его целью было — собрать всех недовольных и соединить в защите нидерландских вольностей: оставаясь по имени в зависимости от испанского короля, Нидерланды должны были управляться Генеральными штатами. Одна из северных приморских областей, Голландия, поднялась открыто против управления Альбы: ее областные штаты сошлись самостоятельно и провозгласили своим наместником Вильгельма Оранского. Скоро стали присоединяться другие северные области; Вильгельму поручили главное начальство над морскими и сухопутными силами против Альбы. Восставшие рассчитывали на помощь французских протестантов (гугенотов). Но их избиение в Париже (Варфоломеевская ночь) расстроило все расчеты (1572).

Альба везде одерживал победы и усилил террор до последней степени. Но северные города не сдавались; протестантизм распространился все сильнее. Два раза испанские войска безуспешно осаждали важный по своему положению Лейден. Когда в городе стали истощаться все средства, штаты Голландии распорядились прорвать плотины и открыть шлюзы, защищавшие страну от затопления. Флот страшных гёзов привёз припасы обезумевшим от голода горожанам, а испанцы бежали от наводнения. Когда король отозвал Альбу, следовавшие за ним наместники, один за другим, стали указывать на необходимость уступок нидерландцам и восстановление их вольностей, так как только при этом условии возможно было, по их мнению, сохранить связь страны с Испанией и ее верность католичеству. Король не уступал и чуть не потерял всей страны. Испанские войска возмутились против своих начальников, когда им перестали платить жалованье; они двинулись из города в город, грабя и избивая население. Особенно обрушилась «испанская фурия» на Антверпен. Здесь не пощадили ни чужих купцов, ни католических церквей. В один день избили испанцы до 8000 граждан и сожгли до 500 домов. Богатейший город представлял после этого одни развалины. Разграбление Антверпена повело к мятежу в других южных городах. В Брюсселе граждане взялись за оружие и призвали Вильгельма Оранского.

Выборные от всех 17 областей сошлись на Генеральные штаты в Ренте и образовали общенидерландский союз (1576 г.). Ввиду упорства испанского правительства, штаты решили отречься от Филиппа. В своем акте «отречения от тирана» они объявили, следуя выражениям литературы кальвинистов: «Не народ создан для государя, а государь для народа, так как без народа не было бы и государя... Если государь поступает с гражданам

Бесплатный хостинг uCoz