Лекция 3 Кризис монархии во ФранцииФранцузская монархияК нач. 16 в. Франция представляла собой монархическое государство. Лишь несколько провинций на окраине еще сохранили свои штаты (Лангедок, Прованс, Бретань, Бургундия). Общие, или Генеральные штаты не созывались с 1484 г. Франциск I (1515—1547) подчинил своей власти и духовенство, заключив в 1516 г. Болонский конкордат с папой: к королю отошла власть назначать на высшие церковные должности, а папа сохранил право утверждать прелатов и собирать с них аннаты. Многие прелаты стали придворными; им давались важные дипломатические поручения. Король вообще требовал, чтобы люди высших классов появлялись при его дворе, сопровождали его в поездках. Вся политика сосредоточилась в королевском совете, который изготовлял указы, принимал меры к управлению, определял размеры налога, решал важные судебные дела, изъятые королем от общих судов. Общество не имело никаких средств контроля над действиями королевских советников. Только одно учреждение, Королевский парламент в Париже, состоявшее из несменяемых членов, которые большей частью покупали свои должности, служило некоторой сдерживающей силой королевского произвола: парламент имел право, прежде чем вносить новый эдикт в свои протоколы, сделать королю свои почтительные замечания и приостановить этим путем исполнение указа. Ни в одной стране не росло с такой быстротой число чиновников, как во Франции. Монархия создавала массу новых должностей в суде, полиции, по сбору податей и т.п. Для правительства это был немалый источник доходов, так как должности большей частью продавались. На чиновную службу охотно шла буржуазия. Для представителей крупного капитала открывался также способ выхода из своего сословия: можно было покупать дворянские грамоты. Король Франциск I придал особый блеск своему двору. По красивым берегам Луары выстроились просторные замки короля и крупных магнатов, с большими светлыми залами, окруженные парками и садами; внутри владельцы старались собрать лучшие знаменитых итальянских художников. Двор поддерживал также новые направления в литературе и театре. Была учреждена королевская типография в Париже. Для преподавания древних языков в Париже были назначены "королевские лекторы", пользовавшиеся большей свободой научных объяснений, чем профессора старой богословской Сорбонны. Они составили как бы новый университет, так называемую "трехъязычную коллегию" (или College de France), во главе которой король одно время думал поставить Эразма. В литературе слышится также призыв к подражанию древним. В "Защите и украшении французского языка" Дю Белле призывает: "Направляйтесь смело, французы, к несравненному городу римлян, украшайте добычей, взятой с него, свои алтари и святилища, без малейшего угрызения совести разграбляйте священные сокровища дельфийского храма". Поэт Ронсар написал в подражание "Илиаде" поэму "Франсиаду". Начался французский классицизм. Классическое направление все более оттесняет старые народные приемы литературы. Уже в начале правления Франциска были запрещены уличные представления любительской труппы, задевавшие своей сатирой церковь, двор и иностранных государей. Король не хотел более терпеть этой критики. Опять вошли в моду блестящие охоты, рыцарские турниры, служение дамам и т.п. Просвещение во Франции и начало протестантизмаВо Франции не было тех оснований для Реформации, которые имелись в Германии. В народной массе не было столь сильного раздражения против Рима, а у монархии, получавшей от богатого духовенства крупную пользу, не возникало побуждения конфисковать церковные имущества. В кругах образованного общества распространилось религиозно-просветительское направление, близкое к идеям Эразма и Гуттена. Монах Рабле, но совершенно равнодушный к религиозным вопросам, медик и натуралист по специальности, осмеивает в своей книге "Гаргантюа и Пантагрюэль" все явления современности, кроме одного — науки и просвещения. Идеал Рабле в свободе - "Свободный, выросший в благородной среде человек уже от природы имеет влечение к правде и отвращение к пороку: это влечение новые люди называют честью". По мере того как разгоралась религиозная борьба в Германии, и во Франции места гуманистов заняли проповедники "лютеранства". Пока Франциск I дружил с немецкими протестантами, чтобы повредить Карлу V, сторонников новой веры почти не трогали во Франции. Но в 1534 году протестанты расклеили всюду, даже на дверях королевской спальни афиши с грозными призывами к истреблению "католического идолослужения". Король почувствовал себя оскорбленным, как верховный защитник церкви. Университет и парламент требовали строгих наказаний еретикам; чтобы смыть их святотатство, была устроена огромная манифестация "во славу Троицы, св.Девы и Небесного двора райского". В крестном ходу несли все парижские хоругви, раки с мощами французских святых и все реликвии, куски св.Креста, тернового венца, нераздельную одежду Христову и посох Моисеев; шел весь Париж, все сословия, братства и цехи, а во главе король с обнаженной головой, держа зажженную восковую свечу. Затем обрушились со всей силой на книги, все книжные лавки были закрыты; типографии взяты под надзор цензоров. Изобличенных в ереси стали сжигать на кострах. Несмотря на это, пропаганда протестантизма еще усилилась с сороковых годов, когда во Франции стали появляться женевские проповедники, ученики Кальвина. Заметно было, что кальвинизм захватывает особенно те слои населения, которые стояли в оппозиции правительству. Более всего распространялось новое учение в области французского юга, когда-то сильно проникнутого ересями. Подобно Нидерландам, во Франции два класса по своим интересам склонны были к протестантизму: зажиточные горожане и дворяне. Дворянство до известной степени разделилось на два слоя: придворное, остававшееся верным католичеству, и провинциальное, отдавшееся протестантству. Протестанты во Франции всюду сплачивались в сильные организации: в отдельных общинах консистории заведовали делом благотворительности и следили за правильностью взглядов и чистотой нравов прихожан. Из выборных от городских консисторий составлялись областные съезды, а из выборных от областей — национальные съезды, или синоды. Таким образом, французские протестанты составляли в своих церковных делах федеральную республику, как бы союз союзов. С возрастанием этого устройства правительство принимало все более суровые меры, рассматривая протестантов как опасных мятежников. Преемник Франциска, Генрих II установил в парламенте "огненную палату" для суда над еретиками, похожую на инквизицию. Политическая и религиозная реформа около 1560 г. После смерти Генриха II осталось трое малолетних его сыновей, которые правили один за другим в течение 30 лет (1559— 1589). Это — почти сплошное время смут во Франции, вызванных сначала столкновением религиозных партий, а потом стремлением сеньоров и некоторых городов обеспечить себе независимое положение. При старшем сыне Генриха II власть захватили Гизы, родственники жены короля, Марии Стюарт, бывшей в то же время королевой Шотландии: Франсуа Гиз выдвинулся в войне с Испанией, а его брат, кардинал Гиз был богатейшим сеньором и прелатом во Франции; вместе со своими двумя родственниками они занимали одновременно 6 архиепископств, 12 епископств и 20 аббатств. Политика Гизов была направлена на полное и беспощадное истребление ереси во Франции; вместе с тем они старались вернуть королевские имения и доходы, розданные при предшествующих королях множеству дворян. Их меры вызвали большое раздражение; среди недовольных большинство составляли протестанты. Противники звали их гугенотами (испорчено от слова eidgenots, eidgenossen, т.е. имени швейцарцев, республиканский строй которых воспроизводили французские протестанты). Часть недовольных дворян пыталась поднять восстание, захватить в свои руки короля и избавиться от Гизов. Но этот замысел расстроился, мятежников большей частью арестовали. Между тем, выступили более умеренные, во главе их крупный сеньор, адмирал Колиньи, и родственники короля, принцы Бурбонского дома. Они хотели законного разрешения политических и религиозных затруднений посредством созвания Генеральных штатов и устройства религиозного диспута. К такому же соглашению склонялись гуманистически образованные епископы и умеренные католики. Гизы были вынуждены уступить, и в 1560 г. при малолетнем короле Карле IX собрались, после 75-летнего промежутка, штаты в Орлеане. Большинство в собрании было расположено к проведению реформации церкви. Третье сословие и дворянство высказались за регулярный созыв штатов. Это учреждение как бы возродилось вновь после 100-летнего упадка. В последующие 30 лет королевская власть должна была несколько раз обращаться к штатам. Правительство даже сделало попытку устроить религиозный диспут; в присутствии двора состязались лучшие проповедники Протестантов с кардиналом Гизом и иезуитами, которых впервые допустили во Францию Гизы. Через год после Орлеанских штатов был издан эдикт, по которому протестантам позволялось свободно отправлять свое богослужение вне городов и занимать все должности наравне с католиками. Основным принципом было - "ножом ничего не сделаешь против духа". Он предлагал примирение: "устраним эти дьявольские названия папистов, гугенотов, лютеран, будем зваться только христианами!" Крушение реформы и религиозные войныПримирительная политика была расстроена взаимным раздражением религиозных партий. Франсуа Гиз, проезжая со своей свитой мимо местечка, где собрались гугеноты для своего богослужения, и оскорбленный пением псалмов, велел своим людям избить безоружную толпу. Гугенотские дворяне в ответ собрали вооруженные силы, и во Франции начались религиозные войны. В первом столкновении Гиз победил протестантов, но сам был убит протестантским дворянином. Общая реформа стала во Франции невозможна: умеренные люди, желавшие достигнуть соглашения, вынуждены были дать место двум крайним воинственным группам, одинаково нетерпимым. Ревностные католики и кальвинисты составили две партии, с собственными вождями; они сами набирали войска, частью нанимали за границей испанцев, швейцарцев, немецких ландскнехтов; чтобы пополнять свои денежные средства, каждая партия забирала в свою пользу налог с той местности, где имела перевес. Несколько раз партии мирились и опять брались за оружие (за 30 лет было десять религиозных войн). Правительство не имело силы заставить их сложить оружие. Екатерина Медичи попробовала было заключить с гугенотами мир и пригласила их в Париж. Но, заметив, что гугенотский вождь Колиньи приобрел влияние на ее сына, королева подослала к Колиньи убийц. Покушение не удалось; тогда Екатерина подговорила партию Гизов истребить всех протестантских вождей, съехавшихся в Париж. Колиньи умертвили в его доме; парижане приняли участие в резне, так называемой Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.). Было убито более 3000 гугенотов. Гугеноты и католическая лигаПротестанты составляли в стране меньшинство, которому оставалось только собрать всю волю, чтобы сохранять независимость. Талантливые публицисты из их среды выпустили ряд обличительных книг и статей против королевской власти; протестантские пасторы также поддерживали осуждение неограниченной монархии: только Бог правит неограниченно, земные же государи — Божьи вассалы, и он может свергнуть вассала, если тот нарушил присягу, данную народу. Если государь становится тираном, в государстве есть законная сила, которая может его свергнуть, таково во Франции собрание трех сословий. Подобные учреждения для защиты народа от тирании существуют во всех государствах, "кроме Московии и Турции, которые должно считать не государствами, а соединениями разбойников". Соответственно этим взглядам гугеноты выработали свое устройство и попытались распространить его на всю Францию. Но действительной силой гугеноты обладали только на юге, особенно в Лангедоке, и отчасти на западе, где их главным оплотом был приморский город Ла-Рошель, почти независимая торговая республика. В небольшой области Беарн в Пиренеях, остатке Наваррского королевства, другая часть которого была захвачена испанскими королями, протестантизм сделался даже господствующей церковью. Наваррские короли из дома Бурбонов, ближайшие родственники французской династии Валуа, стояли во главе гугенотских сеньоров и считались главными защитниками французского протестантизма. Для многих дворян протестантизм с самого начала был делом политики: они возобновили старые феодальные усобицы, заправляли бесконтрольно городами и областями, ссорились с правительством, чтобы потом мириться за хорошее вознаграждение. Во Франции наступило раздробление, которое увеличилось тем, что против политической организации протестантов стала подниматься такая же католическая. Под влиянием иезуитов духовенство обновилось, в церквях появились горячие ораторы, в печати выступили клирики-писатели, поднимавшие, как и гугенотские публицисты, политические вопросы. Они также призывали народ к восстанию и также ссылались на его право свергнуть государя, который не защищает истинной веры. Ревностные католики составили Священную лигу для истребления гугенотов. Ее сила была, главным образом, на севере и востоке Франции, а важнейшим оплотом — многолюдный Париж. Во главе Лиги стал Генрих Гиз. Гизы вели свое происхождение от Карла Великого и собирались отнять у Валуа корону. Обе религиозные партии опирались на иноземную помощь и субсидии: гугеноты получали средства от германских протестантских князей и от английской королевы, лигисты пользовались поддержкой испанского короля. Лига, подобно гугенотству, была под знаменем религии мощной силой против королевской власти. Для борьбы с еретиками, для подкупа недовольных сеньоров, для огромных трат на двор последний король из дома Валуа, Генрих III (1574—1589) брал деньги отовсюду: занимал у городов, особенно у Парижа, не доплачивал жалованья чиновникам, создавал новые должности и продавал их, заставлял богатое духовенство платить ему налог под названием добровольного дара. Между тем, страна испытывала, кроме разорения и потери людей в гражданских войнах, всю тяжесть инфляции и роста цен. Введение новых косвенных налогов на предметы потребления и на ввозимые товары еще более раздражало народные массы, т.к. при сборе происходило много злоупотреблений, и на глазах у всей страны наживались ближайшие к короне люди, представители аристократии и буржуазии. Парижане выступили наконец с изложением жалоб королю (1575 г.). Они указывали на то, что если бы правительство разумно применяло средства, французский король стал бы самым могущественным государем Европы. Парижане напоминали Генриху III о завещании "доброго короля святого Людовика", который говорил на смертном одре сыну, чтобы он не брал налогов с народа иначе, как по справедливости и в случае крайней нужды; "если будешь поступать иначе, ты не король более, а тиран". Парижане прибавляли: "знайте, государь: если правитель требует с народа более, чем вправе взять, подданные перестают его слушаться". |