Конституция Соединенных Штатов Война за независимость Америки привела к образованию большого своеобразно устроенного союзного государства из от¬делившихся от Англии американских колоний. До филадельфий¬ского Конгресса они были разрознены и не имели никакой опре¬деленной связи. Конгресс впервые соединил их для борьбы. Кон¬гресс предложил также отдельным штатам определить свои кон¬ституции и выработать к концу войны устройство Конфеде¬рации штатов. Согласно этому устройству, действовавшему в течение 9 лет, Конгресс, в котором штаты были представлены одинаковым числом голосов, и был единственным общим уч¬реждением. Но он не имел авторитета: он не мог установить об¬щий налог, для этого требовалось согласие каждого отдельного штата. Конгресс не имел средств расплатиться с войском; не¬большой отряд мятежных солдат заставил однажды депутатов бежать из Филадельфии. Финансовое положение вообще было плохо: общегосударственных доходов не было, и нечем было пла¬тить по национальному долгу, выросшему до 40 миллионов дол¬ларов. Монеты было мало, в обращении ходили выпущенные штатами ассигнации, до 170 миллионов, крайне упавшие в цене. Между отдельными штатами происходили резкие столкнове¬ния. Спор шел о праве штатов пользоваться новыми западными территориями, отнятыми у Англии, но, главным образом, об уст¬ройстве торговых отношений с Европой. Северные новоанглий¬ские штаты, главная сила которых была в торговле, хотели вы¬бить конкуренцию только что побежденного на войне противни¬ка; южные, плантаторские штаты, напротив, были за свободное допущение чужих торговцев. Каждый штат распоряжался в денежных и торговых делах по своему усмотрению: Нью-Йорк окружил свою область высокими пошлинами к крайней невыгоде соседей. Нельзя было предпринять ни одной крупной общеполезной работы, например, замыш¬лявшегося Вашингтоном строительства канала, так как для этого требовалось согла¬шение между штатами. Слагая должность главнокомандующего, Вашингтон обратил¬ся к законодательным собраниям штатов с посланием, в котором называл существующее положение вещей анархией и настаивал на том, что вся будущность страны зависит от создания крепких союзных учреждений. Под влиянием этой мысли в 1787 г., через 4 года после окончания войны, сошелся Конституционный конвент делегатов от 13 штатов под председательством Ва¬шингтона и занялся выработкой федеральной Конститу¬ции Соединенных Штатов. Задача была трудная: надо было сохранить независимость штатов с их особыми учрежде¬ниями и обеспечить в то же время совместную защиту интересов большинства населения. Образовались две партии: федера¬листов, т.е. сторонников сильных центральных учреждений, с Гамильтоном (из Нью-Йорка) во главе, и защитников автоно¬мии штатов, между которыми наиболее выдающимся был Джефферсон. Первые были сильнее на Севере, последние — на Юге. Взгляды противников были до известной степени примире¬ны в устройстве законодательной власти, которую передали двум учреждениям, составившим вместе Конгресс штатов. Из них: 1) сенат представляет равенство штатов в союзе: не¬зависимо от величины и количества населения каждый штат из¬бирает в сенат двух представителей на 6 лет; 2) палата пред¬ставителей выражает общие интересы всей нации в целом; поэтому штаты участвуют в ней в количестве депутатов (изби¬раемых на 2 года), пропорциональном их населению: от малень¬кого Род-Айленда было положено избирать одного депутата, от Пенсильвании и Массачусетса по 8, от Вирджинии 10. Те и другие выборы должны производиться всеобщей и прямой подачей голосов. Черные рабы были лишены права голоса. Конгресс определял все, что касается армии и флота, торговли, пошлин, денежного обращения, почты и дорог. Отделившись от Англии, штаты сохранили у себя, под назва¬нием губернаторов, должность бывших королевских наместни¬ков, обратив ее в выборную. В общем федеральном управлении американцы также воспроизвели королевскую власть в лице президента республики, избираемого на 4 года всеобщей, но двойной, или косвенной, подачей голосов: сначала население по штатам определяет выборщиков, которые затем, собравшись вместе, избирают большинством одного из кандидатов; но уже при первых выборах, в сущности, подают голоса за определенных кандидатов. Президент, как король, может наложить veto на постановление Конгресса; но в случае повторения того же решения двумя третями палаты veto его теряет силу, и решение Конгресса становится законом. Американский прези¬дент, могущий быть переизбранным на следующее четырехлетие, получил большую власть, чем английский король: он не зависит от палат в назначении министров. Американский поря¬док точно отвечает учению о разделении властей. Конституция, выработанная общим Конвентом в 1787 году, была предложена на рассмотрение конвентов отдельных 13 шта¬тов и не сразу принята ими. Трудность согласовать различные интересы отразилась в самом характере конституции. Основные законы, из ко¬торых она состоит, не могут быть отменяемы или изменяемы решением простого большинства парламента, как в Англии; для изменения конституции нужно особое согласование, при кото¬ром определенное требование высказывается большинством из трех четвертей от количества всех штатов. Установлена еще охра¬на конституции посредством Верховного суда; этот суд призван заключать, соответствуют ли новые законы основным, и вследствие этого суд может толковать конституцию; вместе с тем он принимает жалобы и разбирает столкновения в случаях, если администрация нарушила основные гражданские права, обеспе¬ченные за всеми американцами. В этом учреждении опять высту¬пает идея разделения властей. Начало республиканской Америки Конституция Соединенных Штатов вошла в силу в 1789 г. с избранием первым президентом Вашингтона. Президент вре¬менно жил в Нью-Йорке и Филадельфии, но ему решено было отвести место в особом округе Колумбия, вне территории штатов (резиденцию потом назвали Вашингтоном в честь первого пре¬зидента). Вашингтон, избранный президентом дважды (в 1789 и 1793 гг.), принадлежал к федералистам и министром финансов назначил Гамильтона, главного сторонника тесного союза, но ради примирения партий он ввел в министерство и Джефферсона. Гамильтон провел важную меру для скрепления штатов в союз: различные долговые обязательства, принятые Конгрессом, особенно для ведения войны, были консолидированы в национальный долг Соединенных Штатов; к нему были присое¬динены долги отдельных штатов. Это было выгодно для торговых северных штатов и невыгодно для плантаторских южных, так как их долги были сравнительно невелики и при соединении на них должна была пасть новая тяжесть. Отсюда недовольство противников федерализма, обвинявших Вашингтона и Гамиль¬тона в симпатии к монархическим и аристократическим началам. Но когда в 1801 г. третьим президентом стал Джефферсон, про¬тивоположность партий сильно сгладилась. После несколько чо¬порного и склонного к европейской придворной торжествен¬ности Вашингтона Джефферсон представлял настоящий тип но¬вой республиканской простоты. Американская конституция осуществила политическое равен¬ство и народное верховенство и обеспечила личную свободу граждан. Она была как бы практическим применением двух от¬влеченных теорий, распространенных на материке Европы: уче¬ния Монтескье о разделении властей и гарантии свободы, и уче¬ния Руссо о народном верховенстве. В ней получили окончатель¬ное торжество начала, провозглашенные в первой английской революции, но задержанные в своем развитии на английской почве. Этими обстоятельствами объясняется увлечение амери¬канской конституцией, распространявшееся во всей Европе. На¬рождавшаяся европейская демократия приветствовала освобож¬дение Америки. Ее политический строй — нечто небывалое до тех пор — оставлял в тени большое несовершенство общественного поряд¬ка новой республики: южные штаты удержали у себя рабство черных. В 1790 г. в первом Конгрессе Соединенных Штатов про¬исходили дебаты по этому вопросу, и Франклин говорил о мило¬сердии и справедливости в отношении к неграм. Но, принимая во внимание силу южных рабовладельческих штатов, Конгресс не принял никакого решения. Через несколько лет изобретение очистки хлопка вызвало сильное развитие хлопковых плантаций и еще увеличило размеры рабского труда; вместе с тем невольни¬чество приняло такие жестокие формы, какие оно имело только в Римской империи. Господин не может освобождать рабов. Раб-негр не может наниматься, брать в аренду плантацию, держать скот или торговать за свой счет. Он не подлежит обучению грамоте; он должен носить лишь грубое платье. В Вирджинии господин мог освободить раба лишь за исключительные услуги, с согласия гу¬бернатора и совета. Если раб умрет после жестоких побоев или во время самого наказания, смерть его не считается убийством. Жестокость в обращении с рабами умерялась только тем, что они были доро¬ги и жизнь их надо было беречь в интересах хозяина. Освобож¬денные негры оставались в особом, худшем положении и вызы¬вали враждебное к себе отношение, как низшая раса. Смешанные браки между белыми и черными воспрещались и рассматри¬вались как нечто постыдное. В колониях было много детей белых от рабынь, но закон требовал, чтобы они "следовали званию ма¬тери". Северная Америка населялась, начиная с 17 в., преимуще¬ственно людьми "нового образца", как говорили в эпоху англий¬ской революции, деловитыми, бережливыми и прозаичными. На свободе из них выработался характер американского "янки", неутомимого, практичного мастера технических усовершенствова¬ний, оборотливого в денежных делах. Типом американца может служить Франклин (1706—1790), прославленный изобретатель громоотвода, искусный дипломат и публицист. Характерный для новой Америки дух наживы он выразил в книжке "Советы моло¬дому купцу", где между прочим говорится следующее: "Помни, что время — деньги. Помни, что деньги по своей природе вовсе не бесплодны. Деньги могут рождать деньги, а их отпрыски могут рождать еще больше потомства. Чем боль¬ше наличности, тем больше деньги родят, так что прибыль растет все сильнее и сильнее. Кто убивает свинью, несущую поросят, уничтожает все ее потомство, вплоть до тысячного поколения. Кто убивает монету в 5 шиллингов, уничтожает этим самым все, что она могла породить, т.е. целые горы фунтов стерлингов".

Бесплатный хостинг uCoz