Просвещение — мировоззрение 18 в.

18 в. в решающей степени определили два политических события в Старом и Новом Свете: движение североамерикан­ских колоний Великобритании за независимость и создание США (1776) и Великая французская революция (1789). Оба эти события мировой истории нового времени связаны с иде­ями Просвещения — мощного преобразующего культурного и духовного движения.

Просвещение как мировоззрение 18 в. стало следствием и кульминацией многовекового процесса отхода от религиозного миропонимания и обраще­ния к разуму как к решающему фактору в жизни человека и об­щества. Эта смена ориентации затронула весь комплекс пред­ставлений о Боге, человеке и мире, сложившийся под влияни­ем идей гуманизма эпохи Возрождения. Хотя в эпоху Просвещения не была создана единая система фи­лософских взглядов и в целом мощное культурное и обществен­ное движение эпохи было отмечено многими противоречиями, идеи просветителей стали определяющими в мировоззрении ев­ропейской интеллектуальной элиты. Несмотря на то, что у исто­ков Просвещения стояло и дворянство, это было, в сущности, движение нарождавшейся буржуазии, которое выразило общес­твенно-политические цели третьего сословия (политическая сво­бода, юридическое равенство). Однако в своих принципах в ко­нечном счете просветительские идеи выходили за рамки инте­ресов какого-либо одного социального слоя. Первые ростки Просвещения появились в конце 17 в. в Ни­дерландах (Гроций, Спиноза) и Великобритании (Локк, Юм, Ньютон). Оттуда просветительские идеи проникли во Францию (Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье), где в середине 18 в. Про­свещение достигло своего расцвета. Затем эти идеи проявились в Италии, Германии, Рос­сии и других странах Европы.

Определяющая  роль разума

Характерной чертой Просвещения было обращение к разуму. Разум стал основным критерием в познании и объяснении мира. В этом отношении Просвещению был свойствен оптимизм, ос­новывавшийся на вере в способность человека к самосовершен­ствованию. Личность объявлялась автономной и свободной в своих поступках.

Отказ от теологического мышления в философии, в результате чего Человек, а не Бог, становился средоточием идейных поис­ков, способствовал глубоким переменам в политической, общественной и социальной жизни. Впервые в истории фило­софия оказалась в принципиальной оппозиции к церкви и религии. Былую веру в авторитеты и традиции сменили безбреж­ный оптимизм и безграничная, по-своему наивная, вера в про­гресс и возможности разума. Просветители верили во всеобщее человеческое счастье, которое было одной из целей их идейных исканий.

Учение Джона Локка о естественном праве

Понятие общества, выработанное просветителями, основыва­лось на убеждении, что каждый человек должен знать и осущес­твлять свои права. Следствием распространения философских идей Просвещения было требование предоставления каждому гражданину права участвовать в решении политических проблем государства.

В своем учении о естественном праве английский философ Джон Локк определил права каждого человека на жизнь, свободу и собственность как естественные, вечные и неотъемлемые. Каждый правитель обязан уважать эти права, если не хочет потерять свое право управлять. Чтобы естественные права были защище­ны от тех, кто хочет по тем или иным причинам нарушить их, люди заключают на добровольной основе, как им велит разум, общественный договор. Они обязуются создать орган (государство), который будет обеспечивать охрану их прав. Понятие общественного договора было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями Просве­щения.

Государство не может отнять у гражданина основные права — на жизнь, свободу и собственность. Напротив, оно обязано их охранять, поскольку эти естественные права возникли раньше, чем возникло государство. Благодаря этому выводу Джон Локк по праву считается родоначальником идеи прав человека.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лиде­ров европейского Просвещения по справедливости принадле­жит Вольтеру (1694—1778 гг.) — великому французскому мысли­телю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали Монтескье и Руссо. Взгляды на политику, госу­дарство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Их характеризуют критический настрой, отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего  общества, дух свободы и гуманизма.

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел, прежде всего, в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным виновником всего этого он считал церковь. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя.

Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое на­саждает церковь, умерщвляют начало всякой свободы — свободу совести и слова. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не сущес­твовало, его следовало бы выдумать».

Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, «это не для портных и сапожников». Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что «если чернь начнет думать, то все погибло».

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Но чрезвычайно близки были ему естественное право, свобода, равенство.

Свобода у него в первую очередь — свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести. Весьма глубокой была оценка Вольтером свободы труда — характерного знамения нового времени. Эта свобода предстает как право каждого «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».

Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга, отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,— писал Вольтер,— состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражда­нина и одина­ковая защита их законом. Однако сторон­ником имущественного равенства и общности имуществ Вольтер не был.

Вольтер выступал и за уничтожение сословных привилегий. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, сле­дует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он добивался справедливого судопроизводства с ши­роким участием адвокатов в процессе, отмены пыток. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть.

В разных ситуациях ив разные периоды государство, отве­чающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе рево­люционные потрясения. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». «Са­мое счастливое время, когда государь— философ». Монарх должен быть также государем милостивым, знать нужды своих под­данных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в это.

Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государ­ственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Республика, согласно Вольтеру, более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляет­ся волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепен­ное значение придают не формам управления государства, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Политико-правовое учение Монтескье

Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.) — один из ярких представителей французского Просвещения, выдающий­ся юрист и политический мыслитель.

Гуманистическая и просвети­тельская позиция Монтескье представлена в трактате "О духе законов" (1748). Эта книга, сделавшая Монтескье од­ним из авторитетных классиков по­литической и правовой мысли, была сразу же внесена в черные списки "Индекса запрещенных книг".

Главная тема всей политико-правовой теории Монтес­кье и основная ценность, отстаиваемая в ней, — полити­ческая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежа­щая организация государственности.

В поисках "духа законов", т.е. закономерного в зако­нах, он опирался на представления о разумной природе человека, природе вещей и стре­мился постигнуть логику исторических изменений.

Свой подход Монтескье характеризовал следующим образом: "Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызва­но единственно произволом их фантазии. Я установил  общие начала и увидел, что история каждого народа вы­текает как следствие более обще­го закона".

К естественным законам, по которым человек жил в есте­ственном состоянии, он относит следую­щие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существо­вавшее между ними равенство, начинаются войны. Это побуждает установить законы между людьми. Потребность людей, живущих в обществе, обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства. Для образования государства и установления общих законов необходимо, таким образом, развитое состояние жизни людей в обществе, кото­рое Монтескье называет граж­данским состоянием.

Закон вообще — это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждае­мого в гражданском состоянии. Он различает три формы правления: республиканский, монархический и деспотический.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человечес­ких страстей. В республике таким прин­ципом является добродетель, в монархии — честь, в дес­потии — страх.

Основная цель разделения властей — избежать зло­употребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок ве­щей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Разделение и взаимное сдерживание властей явля­ются, согласно Монтескье, главным условием для обеспе­чения политической свободы. Монтескье при этом подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. "В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть... Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане".

Учение Монтескье о "духе законов" и разделении властей оказало существенное воздействие на всю после­дующую политико-правовую мысль, особенно на разви­тие теории и практики правовой государственности.

Бесплатный хостинг uCoz