Просвещение — мировоззрение 18 в. 18 в. в решающей степени определили два политических события в Старом и Новом Свете: движение североамериканских колоний Великобритании за независимость и создание США (1776) и Великая французская революция (1789). Оба эти события мировой истории нового времени связаны с идеями Просвещения — мощного преобразующего культурного и духовного движения. Просвещение как мировоззрение 18 в. стало следствием и кульминацией многовекового процесса отхода от религиозного миропонимания и обращения к разуму как к решающему фактору в жизни человека и общества. Эта смена ориентации затронула весь комплекс представлений о Боге, человеке и мире, сложившийся под влиянием идей гуманизма эпохи Возрождения. Хотя в эпоху Просвещения не была создана единая система философских взглядов и в целом мощное культурное и общественное движение эпохи было отмечено многими противоречиями, идеи просветителей стали определяющими в мировоззрении европейской интеллектуальной элиты. Несмотря на то, что у истоков Просвещения стояло и дворянство, это было, в сущности, движение нарождавшейся буржуазии, которое выразило общественно-политические цели третьего сословия (политическая свобода, юридическое равенство). Однако в своих принципах в конечном счете просветительские идеи выходили за рамки интересов какого-либо одного социального слоя. Первые ростки Просвещения появились в конце 17 в. в Нидерландах (Гроций, Спиноза) и Великобритании (Локк, Юм, Ньютон). Оттуда просветительские идеи проникли во Францию (Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье), где в середине 18 в. Просвещение достигло своего расцвета. Затем эти идеи проявились в Италии, Германии, России и других странах Европы. Определяющая роль разумаХарактерной чертой Просвещения было обращение к разуму. Разум стал основным критерием в познании и объяснении мира. В этом отношении Просвещению был свойствен оптимизм, основывавшийся на вере в способность человека к самосовершенствованию. Личность объявлялась автономной и свободной в своих поступках. Отказ от теологического мышления в философии, в результате чего Человек, а не Бог, становился средоточием идейных поисков, способствовал глубоким переменам в политической, общественной и социальной жизни. Впервые в истории философия оказалась в принципиальной оппозиции к церкви и религии. Былую веру в авторитеты и традиции сменили безбрежный оптимизм и безграничная, по-своему наивная, вера в прогресс и возможности разума. Просветители верили во всеобщее человеческое счастье, которое было одной из целей их идейных исканий. Учение Джона Локка о естественном правеПонятие общества, выработанное просветителями, основывалось на убеждении, что каждый человек должен знать и осуществлять свои права. Следствием распространения философских идей Просвещения было требование предоставления каждому гражданину права участвовать в решении политических проблем государства. В своем учении о естественном праве английский философ Джон Локк определил права каждого человека на жизнь, свободу и собственность как естественные, вечные и неотъемлемые. Каждый правитель обязан уважать эти права, если не хочет потерять свое право управлять. Чтобы естественные права были защищены от тех, кто хочет по тем или иным причинам нарушить их, люди заключают на добровольной основе, как им велит разум, общественный договор. Они обязуются создать орган (государство), который будет обеспечивать охрану их прав. Понятие общественного договора было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями Просвещения. Государство не может отнять у гражданина основные права — на жизнь, свободу и собственность. Напротив, оно обязано их охранять, поскольку эти естественные права возникли раньше, чем возникло государство. Благодаря этому выводу Джон Локк по праву считается родоначальником идеи прав человека. Политические и правовые взгляды ВольтераЧесть одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (1694—1778 гг.) — великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил после себя специальных политико-юридических трудов, подобных тем, что создали Монтескье и Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Их характеризуют критический настрой, отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего общества, дух свободы и гуманизма. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел, прежде всего, в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным виновником всего этого он считал церковь. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют начало всякой свободы — свободу совести и слова. Надо, однако, знать и помнить, что, относясь крайне враждебно к католической церкви, Вольтер отнюдь не отвергает религию и религиозность как таковые. Крылатыми стали его слова: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Вольтера очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, «это не для портных и сапожников». Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что «если чернь начнет думать, то все погибло». Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Но чрезвычайно близки были ему естественное право, свобода, равенство. Свобода у него в первую очередь — свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести. Весьма глубокой была оценка Вольтером свободы труда — характерного знамения нового времени. Эта свобода предстает как право каждого «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности». Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга, отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,— писал Вольтер,— состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина и одинаковая защита их законом. Однако сторонником имущественного равенства и общности имуществ Вольтер не был. Вольтер выступал и за уничтожение сословных привилегий. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он добивался справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отмены пыток. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть. В разных ситуациях ив разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». «Самое счастливое время, когда государь— философ». Монарх должен быть также государем милостивым, знать нужды своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в это. Однако Вольтер знает и ценит достоинства и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Республика, согласно Вольтеру, более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Политико-правовое учение МонтескьеШарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.) — один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена в трактате "О духе законов" (1748). Эта книга, сделавшая Монтескье одним из авторитетных классиков политической и правовой мысли, была сразу же внесена в черные списки "Индекса запрещенных книг". Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. В поисках "духа законов", т.е. закономерного в законах, он опирался на представления о разумной природе человека, природе вещей и стремился постигнуть логику исторических изменений. Свой подход Монтескье характеризовал следующим образом: "Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что история каждого народа вытекает как следствие более общего закона". К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны. Это побуждает установить законы между людьми. Потребность людей, живущих в обществе, обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства. Для образования государства и установления общих законов необходимо, таким образом, развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием. Закон вообще — это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три формы правления: республиканский, монархический и деспотический. Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей. В республике таким принципом является добродетель, в монархии — честь, в деспотии — страх. Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы. Монтескье при этом подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. "В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть... Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане". Учение Монтескье о "духе законов" и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности. |